ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Морфи удивительный друг русский перевод. Пол чарльз морфи - шахматные чемпионы. Марач — Морфи

День добрый, дорогой друг!

Когда заходит речь о чемпионах мира, его фамилия отсутствует в списке. Это конечно не ошибка, просто перепетии шахматной истории. Официальный чемпионский титул стал разыгрываться позже. Его имя: Пол Морфи – гениальный американский шахматист середины 19 века.

«Одной только красотой едва ли можно кого удивить. Сила, непобедимая сила Морфи - вот причина успеха его и залог бессмертия».

Становление

Пол Чарльз Морфи — уроженец Нового Орлеана, США. Год рождения 1837г . В возрасте 10 лет он познакомился с шахматами и уже три года спустя стал первоклассным мастером.

В 12 лет Пол побеждал в легких партиях известного шахматиста Иоганна Левенталя.

С детства Пол отличался впечатлительностью и феноменальной памятью. До 1850 года учился в школе, затем поступил в привилегированный колледж, а в 1855 – в Луизианский университет, закончив последний за два года и получив диплом адвоката.

В 1857 в Нью-Йорке состоялся первый Всеамериканский шахматный конгресс. Морфи принял в нем участие, и это стало поворотным пунктом в его жизни. Он выиграл первый приз и стал шахматистом №1 в Америке.

В этот период Пол сыграл более 250 партий, в 150 из которых давал фору или как тогда говорили на «дачу вперед». Из 100 партий на равных он проиграл только 5. Морфи уверенно обыгрывал Л. Паульсена , одного из лучших американских игроков, +10, =3, -1 .

В 1858 году в Европе состоялись матчи Морфи с известными английскими мастерами Стаунтоном, Барнсом, Оуэном . Все матчи закончились победой Пола за явным преимуществом.

Особенно эффектное впечатление произвел на общественность сеанс вслепую в Бирмингеме. Результат: +6, -1,=1.

1958 год ознаменовался чередой уверенных побед американского мастера. Матч с Гарвицем: +5, -2,=0.

Некоронованный чемпион мира

В декабре того же года, в Париже прошел матч Морфи с Адольфом Андерсеном , немецким мастером, непререкаемым авторитетом того времени.

Результат матча удивил всех (+7, -2,=2 в пользу Морфи) и не оставил вопросов, кто является сильнейшим шахматистом мира того времени.

Вот одна из партий этого матча:

Морфи — Андерсен , Париж, 1958, 1:0

Сразу после этого триумфа под горячую руку американского гения попал А.Монтгредиен (семь побед и одна ничья). В заключение своего турне триумфатор провел несколько сеансов вслепую в Лондоне, а также сеанс против английских мастеров.

В 1859 году Пол Морфи вернулся на родину и был восторженно встречен соплеменниками. Вопрос о том, кто шахматист №1 в мире в середине 19 века вопросов не вызывал ни у кого . Ни в Старом свете, ни в Новом.

В 1859 году в знак признательности от американского народа неофицальный чемпион был увенчан золотой короной и венком.

Закат

Отчасти под влиянием эйфории, Морфи обявил о готовности играть с любым шахматистом мира, давая тому фору: пешку и очередь хода (ход вперед).

Затем неожиданно отказался от серьезной игры . В начале 60-х годов отклонил вызовы Паульсена и И.Колиша. Играл только легкие партии и с форой.

В 1963 вновь посетил Париж, где также ограничился тренировочными партиями, а также встретился с де-Ривьером для обсуждения идеи создания дебютного справочника.

Однако планам не суждено было сбыться . Психическое заболевания (предположительно шизофрения), ранее проявлявшее себя лишь эпизодически, — начало прогрессировать. С начала 60 годов Пол оказался во власти душевной болезни . Увы, победить ее не удалось, недуг оказался сильнее.

Причину болезни точно так и не установили. По одной из версий, душевное расстройство случилось как следствие стресса из-за профессиональной неустроенности. Морфи не удавалось найти работу адвоката, то есть по своей университетской специальности.

По другой, — отказ родителей своей избранницы в предложении руки и сердца. Они считали, что шахматами семью не прокормить.

Постепенно болезнь перешла из стадии тихой меланхолии в настоящую манию преследования. В конце 60-х Морфи совершил еще один вояж в Европу, на сей раз больше для того, чтобы сменить обстановку и развеяться.

Однако болезнь не отступила. Она все крепче заключала в свои объятия Пола, он все больше замыкался в себе и в кругу близких.

Пол Морфи скончался у себя на родине, в Новом Орлеане в 1884 году .

Стиль игры

Современники считали, что первопричина успехов Пола Морфи – исключительное комбинационное дарование.

Однако, при внимательном рассмотрении его творчества можно заметить, что комбинации в его игре появлялись не на пустом месте, а служили инструментом в контексте глубокой позиционной игры.


И превосходство Морфи имел скорее в стратегии. Например, тот же Андерсен ничем не уступал Морфи в комбинационном мастерстве, однако проиграл ему матч, что называется «в одну калитку».

Морфи стремился к активной игре, инициативе, оказывая позиционное давление на соперника. Комбинации же служили заключительным аккордом его стратегии . Именно такой подход к шахматам считается самым эффективным и сегодня.

«До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было»

Фишер о Морфи

От себя добавлю, что судьба Морфи чем-то напоминает судьбу . Впечатляющий взлет на вершину мировых шахмат и последующий отказ от активной игры.

«По точности игры Морфи, вероятно, превосходил всех когда-либо живших шахматистов. Он обладал абсолютным видением доски и никогда не допускал промахов, несмотря на то, что играл очень быстро, лишь в редких случаях тратя на ход более пяти минут.

Я переиграл несколько сот партий Морфи и не уставал восхищаться его изобретательностью. Порой мне нужно было минут 20, чтобы найти правильный ответ на его ход. Морфи никогда не терял присутствия духа в сложных ситуациях и находил выигрывающие возможности даже п позициях, казавшихся безнадежными. Кроме того, он обладал великолепной эндшпильной техникой.

Морфи оставил шахматы. Однако его разочарование относилось больше к шахматистам, нежели к шахматам.»

Пол Морфи оставил глубокий и неизгладимый след в истории шахмат. Его партии отличает глубина замыслов, интуитивное проникновение в суть позиции, творческий накал борьбы и красота комбинирования. На них учились и будут учиться не одно поколение шахматистов

Лучшие партии

Паульсен- Морфи , Нью-Йорк, 1857 г. 0:1

Барнс — Морфи , Лондон, 1958г., 0:1

Морфи — Личтенхейн , Нью-Йорк, 1857 г. 1:0

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
    Удачного дня!

Пол Морфи (1837-1884)

Пол Чарльз Морфи (англ. Paul Charles Morphy, 22 июня 1837, Новый Орлеан - 10 июля 1884, там же) - американский шахматист; сильнейший в мире в середине XIX века. Многие любители шахмат считают, что самым гениальным шахматистом США является Бобби Фишер, но, судя по словам самого Фишера (см. ниже), он считал иначе. Пальму первенства Фишер отдал Полу Морфи.

Морфи окончил Луизианский университет. Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя - Эрнесто Морфи - был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э.Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64-Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.

С шахматами познакомился в 10 лет; в 12 - выиграл партию у Э. Руссо - участника первого в истории США матча на первенство страны. В 1850 победил в лёгких партиях И. Лёвенталя (1,5:0,5), гастролировавшего в США. Выдающегося успеха достиг на Первом американском шахматном конгрессе (Нью-Йорк, 1857), где 16 участников играли короткие матчи до трёх (в финале до пяти) выигрышей. Легко победив всех соперников - Дж. Томпсона, А. Мика (с одинаковым счётом: +3, −0, =0), Т. Лихтенгейна (+3, −1, =0) и в финале Л. Паульсена (+5, −1, =0), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США.

Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в том числе более 150 - на «дачу вперёд» (см. Фора). Из 100 партий «на равных» он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен (+1, −10, =3), Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая своё превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперёд любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счёте +0, -4, =1 (играли до 7 выигрышей) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США. В 1858 Морфи вызвал на матч Х. Стаунтона, который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч, потерпели неудачу. Морфи удалось (вместе с Т. Барнсом) сыграть против Стаунтона и Дж. Оуэна лишь консультационные партии: +2, −0, =0. Он также провёл ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Барнсом (+19, −7, =1), С. Боденом (+5, −1, =3), Г. Бёрдом (+10, −1, =1), Э. Лёве (+6, −0, =0), Дж. Медли (+3, −0, =0), Оуэном (+4, −1, =0). Наиболее упорным из английских соперников Морфи оказался Лёвенталь (+9, −3, =2).

Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6, −1, =1). В Париже Морфи выиграл матч у Д. Гарвица (+5, −2, =1), провёл сеанс вслепую (+6, −0, =2) и сыграл ряд лёгких партий с ведущими мастерами - П. Ш. Сент-Аманом, утверждавшим, что Морфи мог с успехом давать впёред пешку f7 любому из современников, Ж. А. де Ривьером, Ж. Прети, П. Журну и др. В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл А. Андерсен. Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7, −2, =2; см. Морфи - Андерсен матч), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Последний матч в Париже Морфи сыграл с О. Монгредиеном (+7, −0, =1). Перед отъездом в США Морфи провёл в Англии ряд сеансов вслепую против шахматистов Лондонского (+2, −0, =8) и Сент-Джорджского (+5, −0, =3) клубов; а также сеанс в Сент-Джеймском клубе против мастеров (Барнс, Боден, Бёрд, Лёвенталь, Ривьер): +2, −1, =2.

В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже.

1.e4 e5 2.Nf3 d6 3.d4 Bg4 {This is a weak move already.--Fischer} 4.dxe5 Bxf3 5.Qxf3 dxe5 6.Bc4 Nf6 7.Qb3 Qe7 8.Nc3 c6 9.Bg5 {Black is in what"s like a zugzwang position here. He can"t develop the knight because the pawn is hanging, the bishop is blocked because of the Queen.--Fischer} b5 10.Nxb5 cxb5 11.Bxb5+ Nbd7 12.O-O-O Rd8 13.Rxd7 Rxd7 14.Rd1 Qe6 15.Bxd7+ Nxd7 16.Qb8+ Nxb8 17.Rd8# 1-0


В США Морфи ожидала восторженная встреча. Объявив о своей готовности дать вперёд пешку и ход любому шахматисту мира, Морфи отказался от серьёзных выступлений: вызовы Паульсена (1859 и 1860) и И. Колиша (1861 и 1863) отклонил, ограничившись лёгкими партиями и игрой на фору. Посетив Париж в 1863, Морфи сыграл ряд лёгких партий с Монгредиеном и Ривьером (проанализировал с ним также ряд позиций для совместно задуманного дебютного руководства). С середины 1860-х гг. и до конца жизни Морфи страдал тяжёлым душевным заболеванием.

Современники объясняли феноменальные успехи Морфи его исключительным комбинационным дарованием. Однако партии матча Морфи - Андерсен - сильнейших шахматистов того времени - свидетельствуют о том, что превосходство Морфи проявлялось главным образом в стратегии. В комбинационной игре Андерсен не уступал Морфи. Первостепенной задачей Морфи считал мобилизацию сил и достижение перевеса в развитии. Чтобы избежать потери темпа или создать трудности в развитии сил соперника, Морфи прибегал к жертвам. Малозаметные потери темпов, которые соперники допускали при разменах, Морфи чётко использовал. Играя белыми, он уже в дебюте создавал предпосылки для атаки, а чёрными - стремился перехватить инициативу. Важное значение Морфи придавал пешечному центру. Располагая перевесом в развитии и пространстве, он предпринимал пешечный прорыв, обычно связанный с жертвой 1-2 пешек. Основанные главным образом на общих соображениях жертвы Морфи носили выраженный позиционный характер. В результате прорыва Морфи вскрывал линии. Его фигуры, сосредоточенные на открывшихся вертикалях и диагоналях, приобретали большую силу: на направлении главного удара у Морфи оказывался значительный перевес. Многие партии Морфи завершались прямой атакой позиции короля соперника и комбинационным ударом. Однако атака не была для Морфи самоцелью: если было выгодно, он охотно упрощал позицию, разменивал ферзей, предпочитая позиционный перевес в окончании неясным осложнениям в миттельшпиле. При этом демонстрировал высокое техническое мастерство. Сила Морфи заключалась в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера» (А. Алехин).

Не оставив литературного шахматного наследия, Морфи своим шахматным творчеством выдвинул принципы стратегии открытых позиций.

Восхищенно, о творчестве Морфи, высказывались многие сильнейшие шахматисты разных времен: Андерсен, Алехин, Эйве, Ботвинник, Смыслов, Фишер и другие.

“Играющий с Морфи должен оставить всякую надежду поймать его в какую-либо самую тонкую ловушку. Пусть знает он, что Морфи видит всё совершенно ясно и что об ошибочном ходе с его стороны не может быть и речи. Напротив, если покажется, что Морфи сделал ход, который на первый взгляд можно с выгодой использовать, необходимо точнее взвесить этот ход, и, в конце концов, всегда окажется, что он не только совершенно правилен, но и всякая мнимая возможность им воспользоваться приводит к ущербу для себя же… Впечатление, которое произвел на меня Морфи, я лучше всего передам, если скажу, что он относится к шахматам с серьезностью и добросовестностью художника… Для него шахматная партия - это священный долг…”

“Тогда, в 60-е и 70-е годы прошлого столетия, в Лондоне и главным образом в Париже, где были живы традиции Филидора, где в памяти еще были бессмертные творения Лабурдонне и Мак-Доннеля, в то время, наконец, когда жил , одной только красотой едва ли можно было кого удивить. Сила, непобедимая сила Морфи - вот причина успеха его и залог бессмертия”.

Александр Алехин

“Морфи принято называть величайшим шахматным гением всех времен… Если отличительным признаком гения является то, что он уходит далеко вперед по сравнению со своей эпохой, то Морфи был шахматным гением в наиболее совершенном выражении…”

Макс Эйве

“До сих пор Морфи является непревзойденным мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист - от начинающего до мастера - должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца”.

Михаил Ботвинник

“Более века не меркнет слава Пола Морфи. В свое время он вызывал восхищение не только блистательными победами, но и неукротимой фантазией, стремительностью атак, огнем комбинаций. Однако в наши дни наибольшее удивление вызывает гармоничность его игры. Морфи всегда был готов атаковать короля, но если позиция требовала иных действий, то он не отказывался от ведения борьбы в строгом позиционном стиле и от перехода в эндшпиль.

Постоянное стремление Морфи к инициативе, неустанный поиск наилучшего хода, игра высокого накала производят глубокое впечат-ление.
Подлинным откровением для его современников была трактовка дебютов Полом Морфи. Он стремился к открытым позициям и все подчинял быстрейшему развитию фигур. Для его стиля характерно ведение сражения по всей доске. В фигурной борьбе он, несомненно, превосходил всех своих соперников. Морфи прекрасно разыгрывал и эндшпиль, искусно вводя комбинационные мотивы в простые на первый взгляд окончания.

Несомненно, что шахматы были для Морфи искусством, а Морфи для шахмат - великим художником. Его игра пленяет свежестью мысли, неиссякаемой энергией. Он играл вдохновенно, без стремления проникнуть в психологию противника, играл, если можно так выразиться, в “чистые шахматы”.

Порой любители шахмат задают вопрос при встрече с гроссмейстером: “А как бы Морфи играл в нынешних соревнованиях?” Конечно, легче уклониться от ответа, сказав, что вопрос неправомерен. Однако можно утверждать, что гармоничное понимание позиции и глубина интуиции Морфи сделали бы его опаснейшим партнером и для шахматистов наших дней.

Партии Морфи - это классика шахматного творчества. Их полезно и приятно изучать шахматисту любой квалификации, от новичка до мастера.
Сейчас играется множество партий, где соперники преследуют скромные цели - ослабление какого-либо пункта, избыточная защита какой-нибудь пешки, - увлекаясь техническими средствами борьбы. Морфи же ни на один момент не забывал об атаке на короля. Такое огромное дарование, каким обладал Морфи, не вмещается в рамки своего времени. Некоторые образцы его творчества остаются непревзойденными и поныне. В этом секрет интереса к его неувядаемым произведениям”.

Василий Смыслов

Морфи был самым эрудированным шахматистом своего времени. Доподлинно известно, например, что он был знаком с такими книгами как “Handbuch” Бильгера (400 страниц этого труда, впервые вышедшего в 1843 г., были сплошь заполнены дебютными анализами в табличной форме) и “The Chess Handbook” Стаунтона… Эти книги лучше современных; теория открытых начал с тех пор существенно не продвинулась вперед. А природного таланта Морфи было бы более чем достаточно, чтобы доставить ему победу над лучшими шахматистами XX столетия.

По точности игры Морфи, вероятно, превосходил всех когда-либо живших шахматистов. Он обладал абсолютным видением доски и никогда не допускал промахов, несмотря на то, что играл очень быстро, лишь в редких случаях тратя на обдумывание хода более пяти минут. (У его противников на это часто уходили часы; шахматных часов в ту пору еще не существовало).

Я переиграл несколько сот партий Морфи и неизменно поражался и восхищался его изобретательностью. Порой мне нужно было минут двадцать, чтобы найти правильный ответ на ходы Морфи. Морфи никогда не терял присутствия духа в тяжелых позициях и находил возможности выигрыша в положениях, которые казались безнадежными. Вдобавок он обладал великолепной техникой в окончаниях. Пожалуй, его единственная слабость - наиболее проявившаяся в матче с Андерсеном - заключалась в разыгрывании закрытых дебютов, как например, голландская защита. Но даже в этих случаях находчивость Морфи позволяла ему выходить из борьбы победителем.

Общеизвестно, что в 1859 г. Морфи оставил шахматы. Его разочарование относилось больше к шахматистам, чем к самим шахматам.”

Роберт Фишер

Подборка видео

Королевский гамбит — Пол Морфи навсега (

Видео-разбор партии Морфи — Руссо.

Морфи — Руссо

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 4.Bc4 Bb4+ 5.c3 dxc3 6.O-O cxb2 7.Bxb2 Bf8 8.e5 d6 9.Re1 dxe5 10.Nxe5 Qxd1 11.Bxf7+ Ke7 12.Ng6+ Kxf7 13.Nxh8# 1-0

Шультен — Морфи

1. e4 e5 2. f4 d5 3. exd5 e4 4. Nc3 Nf6 5. d3 Bb4 6. Bd2 e3 7. Bxe3 O-O 8. Bd2 Bxc3 9. bxc3 Re8+ 10. Be2 Bg4 11. c4 c6 12. dxc6 Nxc6 13. Kf1 Rxe2 14. Nxe2 Nd4 15. Qb1 Bxe2+ 16. Kf2 Ng4+ 17. Kg1 Nf3+ 18. gxf3 Qd4+ 19. Kg2 Qf2+ 20. Kh3 Qxf3+ 21. Kh4 Nh6 22. Qg1 Nf5+ 23. Kg5 Qh5# 0-1

Паульсен — Морфи

1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Nc3 Nf6 4. Bb5 Bc5 5. O-O O-O 6. Nxe5 Re8 7. Nxc6 dxc6 8. Bc4 b5 9. Be2 Nxe4 10. Nxe4 Rxe4 11. Bf3 Re6 12. c3 Qd3 13. b4 Bb6 14. a4 bxa4 15. Qxa4 Bd7 16. Ra2 Rae8 17. Qa6 {Morphy took twelve minutes over his next move, probably to assure himself that the combination was sound and that he had a forced win in every variation. -- Chernev} Qxf3 {!!} 18. gxf3 Rg6+ 19. Kh1 Bh3 20. Rd1 {Not 20 Rg1 Rxg1+ 21 Kxg1 Re1+} Bg2+ 21. Kg1 Bxf3+ 22. Kf1 Bg2+ {The "quiet" 22...Rg2! would have won more quickly. Zukertort gives: 23.Qd3 Rxf2+ 24.Kg1 Rg2+ 25.Kh1 Rg1. } 23. Kg1 Bh3+ 24. Kh1 Bxf2 25. Qf1 {Absolutely forced.} Bxf1 26. Rxf1 Re2 27. Ra1 Rh6 28. d4 Be3 0-1

Марач — Морфи

1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Bc5 4. b4 Bxb4 5. c3 Ba5 6. d4 exd4 7. e5 d5 8. exd6 Qxd6 9. O-O Nge7 10. Ng5 O-O 11. Bd3 Bf5 12. Bxf5 Nxf5 13. Ba3 Qg6 14. Bxf8 Qxg5 15. Ba3 dxc3 16. Bc1 Qg6 17. Bf4 Rd8 18. Qc2 Ncd4 19. Qe4 Ng3 20. Qxg6 Nde2# 0-1

Морфи — Андерсен

1.e4 {Notes by Lowenthal} c5 2.d4 cxd4 3.Nf3 Nc6 4.Nxd4 e6 5.Nb5 d6 {This is better than ...a6; but even now the King"s Bishop is shut in, and the Queen"s Pawn rendered weak.} 6.Bf4 {Correctly played, compelling the advance of the e-Pawn, which leaves the Queen"s Pawn weak and unsupported.} e5 7.Be3 f5 {...a6 would have been sounder play, but even then the game would have been in favor of the first player.} 8.N1c3 {A fine conception.} f4 {Had Black played ...a6, White"s reply would still have been Nd5, with a winning game.} 9.Nd5 fxe3 10.Nbc7+ Kf7 11.Qf3+ Nf6 12.Bc4 {The attack is now irresistable.} Nd4 13.Nxf6+ d5 {If the Bishop had been interposed, White would have taken it, checking; and on Knight retaking have played Nd5 discovering check, and won without difficulty.} 14.Bxd5+ Kg6 {Had the Queen captured the Bishop, White would have taken with Knight, discovering check, and have remained eventually with a Pawn ahead and a winning position.} 15.Qh5+ Kxf6 16.fxe3 {Ne8+, seemingly a good move, is only in appearance, as Black might have taken it when placed there; and on White taking Queen, have answered with ...Bb4+, obtaining a winning game.} Nxc2+ 17.Ke2 1-0

Барнс — Морфи

1.e4 e5 2.Nf3 d6 3.d4 f5 4.dxe5 fxe4 5.Ng5 d5 6.e6 Bc5 7.Nf7 Qf6 8.Be3 d4 9.Bg5 Qf5 10.Nxh8 Qxg5 11.Bc4 Nc6 12.Nf7 Qxg2 13.Rf1 Nf6 14.f3 Nb4 15.Na3 Bxe6 16.Bxe6 Nd3+ 17.Qxd3 exd3 18.O-O-O Bxa3 19.Bb3 d2+ 20.Kb1 Bc5 21.Ne5 Kf8 22.Nd3 Re8 23.Nxc5 Qxf1 24.Ne6+ Rxe6 0-1

Андерсен — Морфи

Париж, 1858
Принятый королевский гамбит

1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.h4 g4 5.Ne5 Nf6 6.Nxg4 d5 7.Nxf6+ Qxf6 8.Nc3 Qg6 9.Qf3 Bd6 10.Bd3 Bg4 11.Qf2 Nd7 12.exd5 f5 13.Bb5 a6 14.Bxd7+ Kxd7 15.d3 Rae8+ 16.Kf1 Rhg8 17.Rh2 f3 18.g3 Bh5 19.Bg5 h6 20.Qa7 hxg5 21.Na4 gxh4 22.Qxb7 hxg3 23.Nb6+ Ke7 24.Re1+ Kf7 0-1

Морфи — Потиер

1. e4 {Notes by J. Lowenthal} e5 2. Nf3 Nf6 3. Bc4 {Should White play Nc3, Black would answer with ...Bb4. The game is then usually continued as follows: 3 Nc3 Bb4 4 Nxe5 Bxc3 5 dxc3 d6 6 Nf3 Nxe4 7 Bd3 Nf6 (best if ...d5 7 c4 with the better game) 8 O-O O-O and neither party can be said to have the slightest advantage.} Nxe4 {This move leads to an even game, as does also ...d5, which Lichtenhein played against morphy; but there is also ...Nxc3 from which spring several interesting positions. Black"s game is cramped thereby, and must remain so for a considerable time; but, in opposition to several very able authorities, we are of the opinion that if properly conducted the defence through advantage of the pawn will most certainly win. In proof of this we submit the following variation: 4...Nxc3 5 dxc3 f6 6 Nh4 (6 O-O Qe7 7 Na4 g6 followed by ...c6 with a good game) Qe7 7 Qh5+ Kd8 8 Ng6 Qe8 9 Bd3 Be7 winning a piece.} 4. Nc3 Nf6 5. Nxe5 d5 6. Bb3 Be7 7. d4 c6 8. O-O Nbd7 9. f4 {Playing his favorite move early in the gamr.} Nb6 10. Qf3 h5 11. f5 {The queen"s bishop of the second player is now completely hemmed in and time must be lost in extricating it.} Qc7 12. Bf4 Bd6 13. Rae1 Kf8 14. Qg3 h4 {If Black had taken pawn with bishop, White would have checked with the kight on g6 and gained an evident advantage.} 15. Ng6+ {A most able move, frustating at once all of the combinations of his opponent.} Kg8 16. Bxd6 hxg3 17. Bxc7 fxg6 18. fxg6 gxh2+ 19. Kh1 Bg4 20. Re7 Nbd7 21. Be5 Kf8 22. Rf7+ Kg8 23. Nxd5 {One of those brilliant combinations in which Mr. Morphy has made himself so famous, and which occur with equal frequecy in his blindfold games as in those that he has conducted with board and men before him.} cxd5 24. Bxd5 Nb6 25. Bb3 1-0

Барнс — Морфи

Париж, 1858
Испанская партия

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.Nc3 Bb4 6.Nd5 b5 7.Bb3 d6 8.O-O Bg4 9.c3 Ba5 10.d4 exd4 11.Nxf6+ Qxf6 12.Bd5 Ne5 13.Bxa8 Nxf3+ 14.gxf3 Bxf3 15.Qd2 dxc3 16.Qg5 cxb2 17.Bc6+ Ke7 18.Qxf6+ gxf6 19.Bf4 Rg8+ 20. Bg3 bxa1=Q 21.Rxa1 f5 22.a4 Bb6 23.axb5 f4 24.bxa6 fxg3 25.hxg3 Rxg3+ 26.Kh2 Rg6 27.Rf1 Bd4 28.Kh3 Be5 29.Kh4 Bf4 30.a7 Rh6# 0-1

Морфи — Арну-де-Ривьер

Париж, 1963
Итальянская партия

1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Bc5 4. c3 Qe7 5. d4 Bb6 6. O-O d6 7. h3 Nf6 8. Re1 h6 9. a4 a5 10. Na3 Nd8 11. Nc2 Be6 12. Ne3 Bxc4 13. Nxc4 Nd7 14. Ne3 g6 15. Nd5 Qe6 16. Bxh6 f6 17. Bg7 Rh5 18. g4 Rxh3 19. Nxf6+ Nxf6 20. Ng5 Qd7 21. Bxf6 Rh4 22. f3 exd4 23. cxd4 Rh6 24. Kg2 Nf7 25. Rh1 Nxg5 26. Rxh6 Nh7 27. Qh1 Nxf6 28. Rh8+ Ke7 29. Rxa8 Bxd4 30. Qh6 Qc6 31. Rc1 Qb6 32. Rxc7+ Ke6 33. Re8+ Nxe8 34. Qxg6+ Ke5 35. Qf5# 1-0

Paul Charles Morphy , 22.06.1837-10.07.1884) - американский шахматист; сильнейший в мире в середине 19 века. Образование: Луизианский университет.

Морфи родился в Новом Орлеане (штат Луизиана) в обеспеченной семье, имевшей хорошее положение в обществе. Его отец, Алонзо Майкл Морфи, был португальских, ирландских и испанских кровей. Мать, Луиза Ле Карпентье, происходила из известной французской семьи. Своему знакомству с шахматами Пол Морфи обязан домашней традиции собираться по воскресеньям для музицирования и игры в шахматы. В доме Алонзо Морфи в шахматы играли все мужчины: отец, старший брат Пола (Эдуард) и сам Пол. Любил шахматы и дед со стороны матери, а дядя считался одним из сильнейших шахматистов Нового Орлеана.

С детства Пол отличался удивительной памятью, поражая местных юристов доскональным знанием гражданского кодекса штата Луизиана. Кроме своего родного (французского) языка молодой человек свободно владел английским, испанским и немецким.

По словам его дяди, Энреста Морфи, никто специально не учил маленького Морфи правилам игры. Мальчик научился игре самостоятельно, наблюдая за взрослыми. Эрнест вспоминал, что однажды Пол в течение нескольких часов наблюдал за игрой дяди и отца, а после окончания партии сказал дяде, что тот мог бы выиграть эту партию, и в подтверждение своих слов восстановил на доске позицию и показал, как можно было бы выиграть. Взрослые были весьма удивлены, поскольку не подозревали, что мальчик знает хотя бы правила игры, не говоря уже о какой-либо шахматной стратегии. После этого случая, Пол Морфи стал регулярно играть в шахматы по воскресеньям, соревнуясь с местными и заезжими шахматистами.

В 10-летнем возрасте он уже считался одним из лучших игроков в Новом Орлеане. А в 12 лет выиграл партию у Э. Руссо - участника первого в истории США матча на первенство страны. Игру юного шахматиста отличали не только изобретательность и хороший рассчет – качества, присущие многим молодым талантам. Следует обратить внимание на последовательность, с которой Морфи осуществлял свои планы, стратегически гораздо более зрелые, чем планы мастеров – его современников.

Первый международный турнир в Лондоне вызвал большой интерес и попытки американских шахматистов организовать представительное национальное состязание. Право провести Первый американский шахматный конгресс оспаривали несколько городов: Филадельфия, Новый Орлеан, Чикаго, Вашингтон и Нью-Йорк; выбор пал на Нью-Йорк.

Конгресс состоялся осенью 1857 года и собрал лучших шахматистов США. Всего было 16 участников. В числе фаворитов называли Стэнли, Луи Паульсена и Теодора Лихтенгейна. Но вышло иначе: Первый американский шахматный конгресс положил начало выдающейся шахматной карьере Пола Морфи.

Легко победив всех соперников - Дж.Томпсона (+3-0=0), А.Мика (+3-0=0), Т.Лихтенгейна (+3-0=1) и в финале Л.Паульсена (+5-1=2), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США. Время на обдумывание ограничено не было. В финале Морфи играл быстро, а Паульсен подолгу размышлял над каждым ходом (вторая партия продолжалась 15 часов, где на долю Морфи пришлось 3 часа, а на долю Паульсена – 12).

Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в том числе более 150 – с форой (обычно пешка). Из 100 партий "на равных" он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен, Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая свое превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперед любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счете +0-4=1 (играли до 7 очков) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США.

В 1858 Морфи вызвал на матч Говарда Стаунтона (Howard Staunton), который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч, потерпели неудачу. Авторитет Стаунтона, по мнению Морфи, был совершенно незаслуженным. Нет никаких сомнений в том, как закончился бы матч Стаунтона с Морфи, если бы он состоялся. И Стаунтон, которому было уже около 50 лет, отлично понимал это, поэтому и всячески уклонялся от матча.

Морфи удалось (вместе с Т.Бернсом) сыграть против Стаунтона и Дж.Оуэна лишь две консультационные партии (+2-0=0). Он также провел ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Бернсом (+19-7=1), С.Боденом (+5-1=3), Г.Бердом (+10-1=1), Э.Леве (+6-0=0), Дж.Медли (+3-0, =0), Оуэном (+4-1=0), Левенталем (+9-3=2).

Таким образом, уже в 21 год стал общепризнанным величайшим мировым игроком.

Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6-1=1). В Париже Морфи выиграл матч у Даниэля Гарвица, провел сеанс вслепую (+6-0=2) и сыграл ряд легких партий с ведущими мастерами - П.Ш. Сент-Аманом, Ж.А. де Ривьером, Ж.Прети, П.Журну и др.

В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл Адольф Андерсен (Adolf Anderssen). Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7-2=2), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Немецкий мастер спокойно перенес удар. Он во всеуслышанье заявил, что молодой американец сильнее всех известных ему мастеров. В письме к Лаза в декабре 1859 года Андерсен писал: "Играющий с Морфи должен оставить всякую надежду поймать его в какую-либо самую тонкую ловушку. Пусть знает он, что Морфи видит все совершенно ясно и что об ошибочном ходе с его слороны не может быть и речи... Впечатление, которое произвел на меня Морфи, я лучше всего передам, если скажу, что он относится к шахматам с серьезностью и добросовестностью художника... Для него шахматная партия – это священный долг..."

Первый русский мастер А.Д.Петров обратил внимание на то, "какою необыкновенною силою в умении вести и развертывать игру обладает Морфи. Рассмотрите внимательно партии его. БОльшая часть из них отличается основательностью, верностью в рассчете и необыкновенною дальновидностью в соображениях" .

Последний матч в Париже Морфи сыграл с президентом Лондонского шахматного клуба О.Монгредиеном (+7-0=1).

В США Морфи ожидала восторженная встреча. Приемы, банкеты и приветствия шли бесконечным потоком. Морфи поздравляли выдающиеся деятели американской науки и культуры. Впервые победа за шахматной доской была оценена как событие национального масштаба.

Увы, матчи с Андерсеном и Монгредиеном оказались последними серьезными выступлениями Морфи. Объявив о своей готовности дать вперед пешку и ход любому шахматисту мира, Морфи отказался от серьезных выступлений: вызовы Паульсена и Колиша отклонил, ограничившись легкими партиями и игрой на фору. Посетив Париж в 1863, Морфи сыграл ряд легких партий с Монгредиеном и Ривьером (проанализировал с ним также ряд позиций для совместно задуманного дебютного руководства).

Впечатляющие победы Морфи убедили шахматный мир в том, что у американского мастера нет достойных соперников. "Морфи владеет секретом непобедимости", - писали газеты середины 19 века, комментируя результаты матчей с Левенталем, Гаррвицем, Андерсеном. Процент побед Морфи с сильными противниками был исключительно высоким. Подобное превосходство над современниками не встречалось у будущих чемпионов.

Если провести аналогию с современным ранжированием игроков по системе Эло, то список сильнейших игроков того времени выглядел так (по убыванию силы игры): 1. Морфи. 2. Андерсен. 3. Л.Пауэльсен. 4. Стейниц. 5. Колиш.

Морфи был наделен удивительным даром: там, где его соперники в поисках верного пути перебирали в уме бесчисленное множество вариантов, Морфи с помощью своего чувства позиции сразу отбрасывал лишнее, сосредоточивал внимание на главном и находил лучший ход.

С середины 1860-х годов Морфи страдал тяжелым душевным заболеванием, что по сути закончило его шахматную карьеру.

Современники объясняли феноменальные успехи Морфи его исключительным комбинационным дарованием. Однако партии матча Морфи-Андерсен (сильнейших шахматистов того времени) свидетельствуют о том, что превосходство Морфи проявлялось главным образом в стратегии. В комбинационной игре Андерсен не уступал Морфи.

Первостепенной задачей Морфи считал мобилизацию сил и достижение перевеса в развитии. Чтобы избежать потери темпа или создать трудности в развитии сил соперника, Морфи прибегал к жертвам. Малозаметные потери темпов, которые соперники допускали при разменах, Морфи четко использовал. Играя белыми, он уже в дебюте создавал предпосылки для атаки, а черными - стремился перехватить инициативу. Важное значение Морфи придавал пешечному центру. Располагая перевесом в развитии и пространстве, он предпринимал пешечный прорыв, обычно связанный с жертвой 1-2 пешек. Основанные главным образом на общих соображениях жертвы Морфи носили выраженный позиционный характер. В результате прорыва Морфи вскрывал линии. Его фигуры, сосредоточенные на открывшихся вертикалях и диагоналях, приобретали большую силу: на направлении главного удара у Морфи оказывался значительный перевес. Многие партии Морфи завершались прямой атакой позиции короля соперника и комбинационным ударом. Однако атака не была для Морфи самоцелью: если было выгодно, он охотно упрощал позицию, разменивал ферзей, предпочитая позиционный перевес в окончании неясным осложнениям в миттельшпиле. При этом демонстрировал высокое техническое мастерство. Сила Морфи заключалась в "глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера" (Александр Алехин).

Не оставив литературного шахматного наследия, Морфи своим шахматным творчеством выдвинул принципы стратегии открытых позиций. "До сих пор Морфи является непревзойденным мастером открытых игр. Насколько велико его значение видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист - от начинающего до мастера - должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца" (Михаил Ботвинник).

Хотя в области дебютной стратегии Морфи ушел далеко вперед по сравнению с современниками, его собственные дебютные новинки были незначительны. Морфи был убежден, что идеи быстрого развития можно осуществлять в самых различных началах.

Белыми Морфи часто применял гамбит Эванса . После 1. e4 e5. 2. Кf3 Кc6. 3. Cc4 Cc5. 4. b4 C:b4. 5. c3 Ca5. 6. d4 ed. 7. 0-0 d6. 8 cd Cb6 он, в отличие от Андерсена, игравшего 9. d5, отдавал предпочтение ходу 9. Kc3, ведущему к открытой фигурной борьбе.

Очень часто Морфи применял и популярный дебют прошлого – королевский гамбит во всех его вариантах. А черным цветом предпочитал открытые дебюты (1. e4 e5).

Шахматной композицией Морфи не занимался, однако иногда радовал друзей занятными задачами, например:

Морфи не оставил после себя ниодной книги, ниодной аналитической статьи. Однако, его партии до сих пор выстречаются на страницах учебников по шахматам.

Пол Морфи значительно опередил свое время. М.Эйве: "Морфи принято называть величайшим шахматным гением всех времен… Если отличительным признаком гения является то, что он уходит далеко вперед по сравнению со своей эпохой, то Морфи был шахматным гением в наиболее соверешенном выражении… При всех обстоятельствах, даже перенесенный в значительно более позднюю эпоху, он сохранил бы свою репутацию шахматного гения" (1937).

Пол Чарльз Морфи (22.06.1837-10.07.1884)

Американский шахматист, сильнейший в мире в середине 19 века.

Образование: Луизианский университет

«Каждый шахматист — от начинающего до мастера —

должен в своей практике снова и снова

возвращаться к творчеству гениального американца»

(М. Ботвинник)


Пол Морфи родился в Новом Орлеане (штат Луизиана) в семье судьи Алонзо Морфи, имевшей хорошее положение в обществе.
С детства Пол отличался удивительной памятью, поражая местных юристов доскональным знанием гражданского кодекса штата Луизиана. Кроме своего родного французского языка, Пол Морфи свободно владел английским, испанским и немецким языками.
По словам его дяди, Энреста Морфи, никто специально не учил маленького Морфи правилам игры. Мальчик научился шахматной игре самостоятельно, наблюдая за взрослыми. Дядя Эрнест вспоминал, что однажды Пол в течение нескольких часов наблюдал за игрой дяди и отца, а после окончания партии сказал дяде, что тот мог бы выиграть эту партию, и в подтверждение своих слов восстановил на доске позицию и показал, как можно было бы выиграть.

После этого случая, Пол Морфи стал регулярно играть в шахматы по воскресеньям, соревнуясь с местными и заезжими шахматистами.


В 10-летнем возрасте он уже считался одним из лучших игроков в Новом Орлеане.

В 12 лет (1850) Пол впервые в своей жизни сыграл матч с известным шахматистом того времени Иоганном Левенталем. В двух партиях пол одержал победу, последняя закончилась в ничью.

В октябре 1854 года окончил колледж Сен-Жозеф с наивысшими отличиями. Выданный ему аттестат был туго набит похвалами, особо отмечались его память, способность к языкам и изящной словесности.

В 1856 году досрочно сдал все экзамены юридического факультета луизианского университета, пройдя пятилетний курс за два года. Ему было присвоено звание «учёного адвоката и юриста». В дипломе значилось, что «Пол Чарльз Морфи, эквайр, имеет право практиковать в качестве адвоката на всей территории Соединенных Штатов».

Первый Всеамериканский шахматный конгресс состоялся 6 октября 1857 года в Нью-Йорке и собрал лучших шахматистов США. Всего было 16 участников.

Согласно турнирным условиям ничьи не засчитывались. Время для обдумывания ходов не ограничивалось. Участники были разделены на пары, причём игроки в каждой паре играли матч до трёх выигранных партий. Побеждённый выбывал из турнира, а победитель выходил в следующий круг, где игра шла на тех же условиях.
Между финалистами игрался матч до пяти выигранных партий. Морфи блестяще провёл весь турнир, обыграв в первом круге Томпсона (+3-0=0), во 2-м - Мика (+3-0=0), в 3-м - Лихтенгейна (+3-0=1). Заключительный матч ему пришлось играть с Паульсеном. Морфи выиграл этот матч со счётом (+5-1=2).
Первый Всеамериканский национальный шахматный конгресс завершился победой Пола Морфи.

Уверенный в своих силах, он объявил, что готов давать любому американскому шахматисту пешку и ход вперёд.

В 21 год Пол стал общепризнанным величайшим мировым игроком.
Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6-1=1). В Париже Морфи выиграл матч у Даниэля Гаррвица, провел сеанс вслепую (+6-0=2).


В 1858 году Морфи вызвал на матч Говарда Стаунтона, который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами.
В декабре 1858 года в Париж для встречи с Морфи прибыл Адольф Андерсен. Матч между ними завершился уверенной победой Морфи (+7-2=2), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени.


В 1859 году в Бостоне после победы в матче над Андерсеном Пол Морфи был коронован золотой короной и увенчан серебряным венком.


В письме к Лаза в декабре 1859 года Андерсен писал: "Играющий с Морфи должен оставить всякую надежду поймать его в какую-либо самую тонкую ловушку. Пусть знает он, что Морфи видит все совершенно ясно и что об ошибочном ходе с его стлороны не может быть и речи... Впечатление, которое произвел на меня Морфи, я лучше всего передам, если скажу, что он относится к шахматам с серьезностью и добросовестностью художника... Для него шахматная партия - это священный долг..."


Вклад Пола Морфи в шахматы:

1. В открытых положения главное - быстрое развитие своих фигур.
2. Обладая преимуществом в развитии - добиваться более свободной для себя игры, разрушая пешечные цепи противника, при случае даже жертвуя пешки, лишь бы приобрести открытые линии для своих фигур.

Пол Морфи - герцог Карл Брауншвейгский и граф Изуар
В октябре 1859 года в ложе оперного театра во время представления "Севильского цирюльника".

Шультен - Морфи
Нью-Йорк, 1857 год

Понимание законов позиционной игры и их блестящее применение в практике шахматной борьбы явились главной причиной превосходства П. Морфи над современниками и сыграло важную роль в становлении позиционного учения В. Стейница.

Вильгельм Стейниц: "Партии Морфи знаменуют великую эпоху в истории шахмат, и основательное изучение его партий всегда будет важно для получения знаний, совершенствования и умения вести прямую атаку на короля".