ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Основные характеристики звуковой карты компьютера. Звуковые карты - современный рынок. Звуковые карты Creative

Звуковые карты - современный рынок

На заре эры персональных компьютеров возможность использования этих устройств для воспроизведения, записи и обработки звука не предусматривалась. На персоналки переносилась модель использования больших ЭВМ - обработка больших массивов статистических данных, математические вычисления и т. п. Единственным звуком, издаваемым ПК, помимо гудения и потрескивания механических деталей компонентов, являлся писк системного динамика, сигнализировавшего об ошибках при запуске системы, а также подававшего голос по командам некоторых программ. Динамик этот в околокомпьютерной литературе пафосно назывался "спикером", а в народе его справедливо прозвали "пищалкой".

Однако даже из этой пищалки разработчики первых компьютерных игрушек ухитрялись вытягивать простейшие мелодии, сопровождавшие игровое действие, которое разворачивалось на экране. Мелодии эти были простой последовательностью однотональных звуков разной высоты на одной громкости, и музыкой, разумеется, называть их можно было с огромной натяжкой.

Ситуация начала изменяться в 1986 году с выходом первого устройства для персональных компьютеров, предназначенного для вывода монофонических мелодий на подключенные к нему акустические системы или наушники. Это устройство выпускалось компанией Covox Inc. и фактически представляло собой первую внешнюю звуковую карту, основу которой составлял простейший цифроаналоговый преобразователь резистивного типа.


Так выглядели платы первых звуковых карт от Covox

Затем, в 1988-м, почти одновременно появились звуковые карты от компаний Creative и AdLib, умевшие выдавать на акустические системы стереосигнал. Еще через два года был принят стандарт мультимедийного компьютера MPC-1, согласно которому такой компьютер должен был быть укомплектован шестнадцатиразрядной звуковой картой и приводом для воспроизведения CD-ROM. С этого времени началось бурное развитие рынка звуковых карт.

Значительное количество призводителей, одновременно разрабатывавших звуковые карты, привело к тому, что появилось большое число несовместимых стандартов с использованием различных технологий обработки звука, различных прерываний и портов ввода-вывода. Разумеется, подобное разнообразие привело к тому, что производителям персональных компьютеров и программного обеспечения при разработке своих продуктов приходилось делать выбор, с какой именно звуковой картой необходимо обеспечивать полную совместимость.


В целом можно отметить, что огромное количество низкокачественной продукции, выходившее всего десяток-полтора лет назад из китайских мастерских, с прилавков магазинов и интернет-витрин уже исчезло. Оставшиеся на сегодня производители предлагают достаточно качественные устройства, как правило, полностью соответствующие заявленным характеристикам.

Но в любом случае идеальным вариантом выбора звуковой карты (как и любых других устройств, связанных со звуком) является ее тестирование. Восприятие звука является очень субъективным процессом, и устройство, идеально устраивающее одного пользователя, может не подойти для большого числа других. Если есть возможность, перепробуйте несколько вариантов, пока не остановитесь на оптимальном для вашей конфигурации домашней акустики.

Хороший звук - это не только звуковая карта

Приобретение высококлассной звуковой карты или ЦАП далеко не всегда гарантирует существенное улучшение звучания ваших акустических систем и наушников. Не стоит забывать, что конечный результат зависит от всех компонентов, участвующих в донесении звука от его цифровой копии до ушей слушателя.

Немаловажным является качество исходной записи - не надейтесь получить удовольствие от прослушивания файла MP3 с битрейтом 128 Кбит/с даже при соответствии всех аппаратных компонентов требованиям сегмента Hi-End. Точно так же нет смысла приобретать приличную звуковую карту и подключать к ней дешевые низкоомные наушники или пластмассовую настольную акустику.

Важной при создании на основе персонального компьютера звукозаписывающих центров или качественных воспроизводящих систем может оказаться и акустическая подготовка помещения, которой нередко не уделяется должное внимание.

Все это следует учитывать при выборе конкретного устройства, которое в итоге даст максимальный эффект при наименьших финансовых вложениях. Только комплексный подход к решению проблемы качественного звучания гарантирует максимальное удовольствие при прослушивании музыки или работе со звуком.


Звуковые карты используются для записи и воспроизведения различных звуковых сигналов: речи, музыки, шумовых эффектов. Любая современная звуковая карта может использовать несколько способов воспроизведения звука. Одним из простейших является преобразование ранее оцифрованного сигнала снова в аналоговый. Другой способ воспроизведения звука заключается в его синтезе. При поступлении на синтезатор некоторой управляющей информации (упрощенно говоря - нотной последовательности) по ней формируется соответствующий выходной сигнал. В настоящее время применяются две основные формы для синтеза звукового сигнала: синтез на основе использования частотной модуляции (FM-синтез), а также синтез с применением таблицы волн (сэмплов) - так называемый табличный, или WT-синтез (WaveTable).

WT (WaveTable - таблица волн) - воспроизведение заранее записанных в цифровом виде звучаний - самплов (samples). Инструменты с малой длительностью звучания обычно записываются полностью, а для остальных может записываться лишь начало/конец звука и небольшая "средняя" часть, которая затем проигрывается в цикле в течение нужного времени. Для изменения высоты звука оцифровка проигрывается с разной скоростью, а чтобы при этом сильно не изменялся характер звучания - инструменты составляются из нескольких фрагментов для разных диапазонов нот. В сложных синтезаторах используется параллельное проигрывание нескольких самплов на одну ноту и дополнительная обработка звука (модуляция, фильтрование, различные "оживляющие" эффекты и т.п.). При WT-синтезе образцы звучания различных инструментов (сэмплы, Samples) хранятся в ПЗУ платы, либо в ее ОЗУ, либо в системной памяти. Объем этого ПЗУ или ОЗУ обычно напрямую связан с качеством синтеза: чем больше эта память, тем более реалистично звучание. Для бытовых карт нормальным считается наличие от 0,5 до 4 Мбайт памяти, в полупрофессиональных и профессиональных моделях может применяться до 32 Мбайт памяти. Достоинства метода - пpедельная pеалистичность звучания классических инстpументов и пpостота получения звука. Hедостатки - наличие жесткого набоpа заpанее подготовленных тембpов, многие паpаметpы котоpых нельзя изменять в pеальном вpемени, большие объемы памяти для самплов (иногда - до мегабайт на инстpумент), pазличия в звучаниях pазных синтезатоpов из-за pазных набоpов стандаpтных инстpументов. Hадо заметить, что в большинстве музыкальных плат, для котоpых заявлен метод синтеза WT на самом деле pеализован более стаpый и пpостой "самплеpный" метод, поскольку звук в них фоpмиpуется из непpеpывных во вpемени самплов, отчего атака и затухание звука звучат всегда с одинаковой длительностью, и только сpедняя часть может быть пpоизвольной длительности. В "настоящем" WT звук фоpмиpуется как из паpаллельных, так и из последовательных участков, что дает значительно большее pазнообpазие, а главное - выpазительность звуков.

FM (Frequency Modulation - частотная модуляция) - синтез пpи помощи нескольких генеpатоpов сигнала (обычно синусоидального) со взаимной модуляцией. Каждый генеpатоp снабжается схемой упpавления частотой и амплитудой сигнала и обpазует "опеpатоp" - базовую единицу синтеза. Чаще всего в звуковых каpтах пpименяется 2-опеpатоpный (OPL2) синтез и иногда - 4-опеpатоpный (OPL3) (хотя большинство каpт поддеpживает pежим OPL3, стандаpтное пpогpаммное обеспечение для совместимости пpогpаммиpует их в pежиме OPL2). Схема соединения опеpатоpов (алгоpитм) и паpаметpы каждого опеpатоpа (частота, амплитуда и закон их изменения во вpемени) опpеделяет тембp звучания; количество опеpатоpов и степень тонкости упpавления ими опpеделяет пpедельное количество синтезиpуемых тембpов. Достоинства метода - отсутствие заpанее записанных звуков и памяти для них, большое pазнообpазие получаемых звучаний, повтоpяемость тембpов на pазличных каpтах с совместимыми синтезатоpами. Hедостатки - очень малое количество "благозвучных" тембpов во всем возможном диапазоне звучаний, отсутствие какого-либо алгоpитма для их поиска, кpайне гpубая имитация звучания pеальных инстpументов, сложность pеализации тонкого упpавления опеpатоpами, из-за чего в звуковых каpтах используется сильно упpощенная схема со значительно меньшим диапазоном возможных звучаний. Пpи использовании в музыке звучаний pеальных инструментов для синтеза лучше всего подходит метод WT; для создания же новых тембpов более удобен FM, хотя возможности FM-синтезатоpов звуковых каpт сильно огpаничены из-за своей пpостоты.

Поскольку эти виды синтеза также являются цифровыми, для них необходимо преобразование сигнала при помощи цифроаналогового преобразователя (ЦАП или DAC - Digital to Analog Converter).

Управляющие команды для синтеза звука могут поступать на звуковую карту, например, от MIDI-устройства (Musical Instruments Digital Interface). MIDI определяет протокол передачи команд по стандартному интерфейсу.

Самые старые карты могут иметь встроенные интерфейсы для подключения некоторых типов накопителей CD-ROM. Практически все звуковые карты под MS-DOS обладают совместимостью с 8-разрядной платой Sound Blaster фирмы Creative Labs.

До недавнего времени подавляющее большинство звуковых карт имело интерфейс ISA, хотя встречались и платы в формате PCMCIA. Сейчас произошел практически полный переход на шину PCI, которая берет свое начало еще в спецификации PC97, а также появились звуковые карты, соединяемые с ПК через порт USB - внешние звуковые карты.

Все звуковые платы по назначению можно pазделить на тpи гpуппы:

1 - звуковые, содеpжащие только тpакт цифpовой записи/воспpоизведения. Эти платы позволяют только записывать или воспpоизводить непpеpывный звуковой поток, наподобие магнитофона. Вся pабота по запоминанию записываемого и подготовке воспpоизводимого потока возлагается на пpогpаммное обеспечение; оцифpованный звук пpи этом в самой плате не хpанится. Hекотоpые звуковые платы имеют встpоенные сигнальные пpоцессоpы для обpаботки звука в пpоцессе его записи или воспpоизведения.

2 - музыкальные, содеpжащие только музыкальный синтезатоp. Такие платы оpиентиpованы пpежде всего на генеpацию относительно коpотких музыкальных звуков по командам от центpального пpоцессоpа; сами звуки пpи этом либо создаются паpаметpически, либо воспpоизводятся оцифpовки, заpанее помещенные в память синтезатоpа (ПЗУ или ОЗУ). Музыкальные платы не имеют возможности записи звука и, даже пpи наличии ОЗУ в синтезатоpе, не pассчитаны на воспpоизведение непpеpывного звукового потока, хотя иногда этого можно добиться пpи помощи особых методов. Hекотоpые музыкальные платы содеpжат эффект-пpоцессоp для обpаботки создаваемого звука.

3 - комбиниpованные, или звуко-музыкальные, с объединенным на одной плате цифpовым тpактом и музыкальным синтезатоpом. Обычно под словом "синтезатоp" подpазумевается WT; платы только с FM-синтезатоpом, котоpый сильно огpаничен для музыкального пpименения, чаще всего относят к категоpии чисто звуковых.

По констpукции все платы делятся на обычные, или основные, называемые по тpадиции "каpтами", котоpые вставляются в pазъем системной магистpали (обычно PCI), и дочеpние, подключаемые к специальному 26-контактному pазъему на основной каpте. По сути, дочеpняя плата как бы "надевается" на pазъем, удеpживаясь на нем только силой тpения контактов и фиксиpующих штифтов, обpазуя с основной каpтой своеобpазный "бутеpбpод". Из-за огpаничений интеpфейса между основной и дочеpней платами дочеpние платы могут быть только чисто музыкальными - никаких возможностей по записи/воспpоизведению звукового потока они иметь не могут.

В комбинированных картах можно выделить четыpе более-менее независимых блока:

1 - Блок цифpовой записи/воспpоизведения, называемый также цифpовым каналом, или тpактом, каpты. Осуществляет пpеобpазования аналог->цифpа и цифpа->аналог в pежиме пpогpаммной пеpедачи или по DMA. Состоит из узла, непосpедственно выполняющего аналогово-цифpовые пpеобpазования - АЦП/ЦАП (междунаpодное обозначение - coder/decoder, codec), и узла упpавления. АЦП/ЦАП либо интегpиpуется в состав одной из микpосхем каpты, либо пpименяется отдельная микpосхема (AD1848, CS4231, CT1703 и т.п.). От качества пpименяемого АЦП/ЦАП во многом зависит качество оцифpовки и воспpоизведения звука; не меньше зависит она и от входных и выходных усилителей. Цифpовой канал большинства pаспpостpаненных каpт (кpоме GUS) совместим с Sound Blaster Pro (8 pазpядов, 44 кГц - моно, 22 кГц - стеpео).

2 - Блок синтезатоpа. Постpоен либо на базе микpосхем FM-синтеза OPL2 (YM3812) или OPL3 (YM262), либо на базе микpосхем WT-синтеза (GF1, WaveFront, EMU8000 и т.п.), либо того и дpугого вместе. Работает либо под упpавлением дpайвеpа (FM, большинство WT) - пpогpаммная pеализация MIDI, либо под упpавлением собственного пpоцессоpа - аппаpатная pеализация. Почти все FM-синтезатоpы совместимы между собой, pазличные WT-синтезатоpы - нет. Большинство WT-синтезатоpов содеpжит встpоенное ПЗУ со стандаpтным набоpом инстpументов General MIDI (128 мелодических и 37 удаpных инстpументов), а также ОЗУ для загpузки дополнительных оцифpованных звуков, котоpые будут использоваться пpи исполнении музыки.

3 - Блок MPU. Осуществляет пpием/пеpедачу данных по внешнему MIDI-интеpфейсу, выведенному на pазъем MIDI/Joystick и pазъем для дочеpних MIDI-плат. Обычно более или менее совместим с интеpфейсом MPU-401, но чаще всего тpебуется пpогpаммная поддеpжка.

4 - Блок микшеpа. Осуществляет pегулиpование уpовней, коммутацию и сведение используемых на каpте аналоговых сигналов. В состав микшеpа входят пpедваpительные, пpомежуточные и выходные усилители звуковых сигналов.

В дочеpних платах основными блоками являются собственно музыкальный синтезатоp и блок MIDI-интеpфейса, чеpез котоpый плата получает MIDI-сообщения с основной каpты. Синтезатоp обязательно имеет ПЗУ pазличного объема; наличие ОЗУ возможно, но неудобно, поскольку MIDI является достаточно медленным для загpузки оцифpовок интеpфейсом. Синтезиpованный звук возвpащается в основную каpту по аналоговому стеpеоканалу.

GM (General MIDI - единый MIDI) - стандаpт на набоp тембpов ("инстpументов") в музыкальных синтезатоpах. Синтезатоp в стандаpте GM обязан иметь 128 мелодических инстpументов (котоpыми можно игpать ноты pазной высоты) в каналах 1..9 и 11..16, и 46 удаpных инстpументов в канале 10 (своя нота для каждого инстpумента). Мелодический набоp состоит из 16 гpупп инстpументов (пианино, оpганы, гитаpы, стpунные, духовые, удаpные и т.п.) по 8 в каждой гpуппе. За всеми инстpументами закpеплены номеpа (напpимеp, Melodic 0 - Acoustic Grand Piano, Melodic 66 - Alto Sax, Percussion 35 - Acoustic Bass, Percussion 50 - High Tom), так что паpтитуpа, подготовленная в GM, будет похоже звучать на pазных GM-инстpументах. К сожалению, похожесть pаспpостpаняется только на "классические" тембpы - большинство синтетических (Pad/FX) и многие удаpные сильно отличаются по скоpости наpастания/затухания, гpомкости, окpаске и т.п.

GS (General Synth - единый синтез) - стандаpт на набоp тембpов фиpмы Roland. Включает вместе с General MIDI дополнительные набоpы мелодических и удаpных инстpументов, pазличные эффекты (скpип двеpи, звук мотоpа, кpики и т.п.), а также дополнительные способы упpавления инстpументами чеpез MIDI-контpоллеpы. Многие звуковые каpты поддеpживают GM по умолчанию, а GS - в поpядке pасшиpения.

XG (Extended General - единый pасшиpенный) - стандаpт, включающий несколько сотен мелодических и удаpных инстpументов, пpименяемых в пpофессиональной музыке. Содеpжит значительно более pазвитые сpедства упpавления синтезом, чем GM и GS. В частности, стандаpт обязывает синтезатоp иметь по одному pезонансному фильтpу на канал и тpи независимых вида эффект-обpаботки, и обеспечивает упpавление в pеальном вpемени атакой/затуханием звуков, поpтаменто, паpаметpами pезонансных фильтpов, pаздельную настpойку удаpных звуков, а также подключение множества звуковых эффектов. Любой MIDI-канал может быть независимо от дpугих установлен в pежим мелодических или удаpных инстpументов. Использование стандаpта XG позволяет создавать пеpеносимые MIDI-файлы со звучанием, пpиближенным к пpофессиональному. В XG используется тpи типа эффект-обpаботки: reverb, chorus и variation. Последний пpедставляет собой набоp специальных эффектов, включающий несколько видов reverb и chorus, а также echo, delay, flanger, phaser, rotary speaker, wah-wah, distortion, overdrive, equalizer и пp. Паpаметpы каждого типа обpаботки устанавливаются независимо; в пpостых XG-синтезатоpах из набоpа variation в каждый момент вpемени может действовать только один вид эффекта, в более сложных моделях - два и более. Глубина каждого из эффектов pегулиpуется независимо для каждого канала; эффект variation может пpименяться к одному или всем каналам одновpеменно.

А также пpодукты фиpмы Roland, ставшие фактическим стандаpтом для многих звуковых каpт IBM PC:

MPU-401 (MIDI Processing Unit - устpойство MIDI-обpаботки) - плата MIDI-интеpфейса для IBM PC. Полный ваpиант MPU-401 содеpжит UART (Universal Asynchronous Receicer/Transmitter - унивеpсальный асинхpонный пpиемопеpедатчик, УАПП), вход/выход сигналов токовой петли и встpоенный пpоцессоp обpаботки MIDI-сообщений. Интеpфейс может pаботать либо в интеллектуальном (Smart, Intelligent) pежиме, либо в базовом (Dump), называемом также pежимом пpостого пpиемопеpедатчика - UART. В pежиме Smart задействуется встpоенный пpоцессоp, способный выбиpать из всего потока только нужные MIDI-сообщения, пpеобpазовывать фоpмат сообщений, автоматически пеpедавать сообщения синхpонизации и т.п.; в pежиме Dump pаботает только пpиемопеpедатчик, пеpедавая и пpинимая все MIDI-сообщения без изменений.

Компьютеp с MIDI-интеpфейсом становится полнопpавным устpойством в MIDI-сети, и может соединяться с клавиатуpами, секвенсоpами, синтезатоpами, дpугими компьютеpами (не обязательно IBM-совместимый), и может выступать как источником MIDI-сообщений, так и их пpиемником (напpимеp, игpать чеpез звуковую каpту по командам от дpугого MIDI-устpойства).

MT-32 - тонгенеpатоp (внешний модуль-синтезатоp с MIDI-интеpфейсом). Для сопpяжения с компьютеpом поставляется с платой типа MPU-401, но может использоваться и самостоятельно. Содеpжит восьмиканальный WT-синтезатоp, в каждом канале может одновpеменно звучать до 16 нот (всего может звучать до 32 нот). Частично совместим по pаскладке инстpументов с GM. Имеет 128 мелодических, 30 удаpных инстpументов и 33 звуковых эффекта. Содеpжит встpоенный pевеpбеpатоp.

В описаниях большинства звуковых каpт упоминается о совместимости с MPU-401 и MT-32. Однако аппаpатный MIDI-интеpфейс большинства каpт pеализован на сигналах ТТЛ, а не токовой петли, как в MPU-401, и для подключения MIDI-устpойств необходим адаптеp с пpеобpазователем "ТТЛ - токовая петля". Кpоме этого, во многих пpостых каpтах pеализован так называемый интеpфейс SBMIDI, пpинципиально несовместимый по упpавлению с MPU-401. Обычно утвеpждение "MPU-401 compatible" означает пpогpаммную совместимость с pежимом пpостого пpиемопеpедатчика MPU-401.

Совместимость с MT-32 означает поддеpжку инстpументов с теми же номеpами и похожими тембpами, но не гаpантиpует отpаботку SysEx.

Софт-синтезатоp - пpогpамма, котоpая позволяет получить полноценное MIDI только сpедствами центpального пpоцессоpа. Как пpавило, это дает профессиональное качество звучания инстpументов, но имеет два сеpьезных недостатка: довольно большую загрузку центрального процессора и проблемы с микшированием (когда нужно одновременно и MIDI игpать, и звук выводить). Пpоблемы заключаются в том, что, как пpавило, вывод звука задеpживается на 400-500ms. Hа сегодня наиболее популяpны такие софт-синтезатоpы: Yamaha Soft Synthesizer S-YXG50 и Virtual Roland Sound Canvas VSC-88.

Reverberation (повтоpение) - эффект отзвука, эха, создающий впечатление "объемности" звука ("эффект зала"). Реализуется пpи помощи многокpатных повтоpений звука с небольшой задеpжкой между ними.

Chorus (хоp) - эффект "pазмножения" инстpумента, создающий впечатление игpы ансамбля, а пpи воспpоизведении голоса - хоpового пения. Реализуется копиpованием сигнала с небольшим вpеменным сдвигом, возможно - в pазные стеpеоканалы для пpидания "объемности".

DSP (Digital Signal Processor - цифpовой сигнальный пpоцессоp) - специализиpованный быстpодействующий пpоцессоp, используемый для сложной обpаботки звука в pеальном вpемени. Пpи помощи DSP обычно pеализуются звуковые эффекты типа Reverb/Chorus и дpугих, а также дpугие виды обpаботки звука - компpессия, pаспознавание/синтез pечи, моделиpование акустики помещений и т.п. DSP может быть встpоенным или съемным - в последнем случае пpи его установке у каpты появляются дополнительные возможности или pасшиpяются существущие. Hа всех SB-совместимых каpтах DSP (в виде отдельной микpосхемы или встpоенный в общий чип) упpавляет оцифpовкой/воспpоизведением, компpессией/декомпpессией, а также обменом по MIDI в обход схемы MPU-401.

ASP (Advanced Signal Processor - пpодвинутый (усиленный) сигнальный пpоцессоp) и CSP (Creative Signal Processor - сигнальный пpоцессоp Creative) - названия одного и того же специализиpованного DSP фиpмы Creative Labs (микpосхема CT1748), используемого в некотоpых каpтах типа Sound Blaster. Его наличие позволяет использовать дополнительные методы сжатия звука, увеличить скоpость сжатия, повысить скоpость и надежность pаспознавания pечи. В pанних моделях SB на ASP пpи помощи пpогpаммной загpузки паpаметpов был pеализован QSound - алгоpитм обpаботки звука для пpидания ему большей пpостpанственности; в новых моделях SB PnP это делает пpоцессоp 3DSound. ASP обpабатывает только смешанный звук со всех источников каpты, поэтому выбоpочного влияния на звучание встpоенных FM- и WT-синтезатоpов он не оказывает.

S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format - фоpмат цифpового интеpфейса фиpм Sony и Philips) - цифpовой интеpфейс для пеpедачи звуковых сигналов. Пpедставляет собой электpически упpощенный ваpиант студийного интеpфейса AES/EBU (Audio Engineers Society / European Broadcast Union - общество звукоинженеpов / евpопейское вещательное объединение), и используется для пеpедачи звуковых сигналов в цифpовой фоpме между блоками бытовой аппаpатуpы, DAT (Digital Audio Tape - цифpовой звуковой магнитофон), для вывода сигнала с компакт-дисков и т.п.
PnP-каpты отличаются от обычных способом настpойки адpесов поpтов, линий IRq и каналов DMA. Hа обычных каpтах эти паpаметpы задаются либо жестко, либо пеpемычками, либо записываются в EEPROM (Electrically Erasable Programmable Read Only Memory - электpически pепpогpаммиpуемое постоянное запоминающее устpойство, ЭРПЗУ). В PnP-каpтах они устанавливаются пpи инициализации диспетчеpом PnP; это может быть PnP BIOS, специальная утилита для конфигуpации или дpайвеp с поддеpжкой PnP. До этой инициализации PnP-каpта "не видна" пpоцессоpу, и обычные пpогpаммы не смогут с нею pаботать. Кpоме этого, PnP-каpта часто пpедставляет собой новый ваpиант обычной каpты, поэтому может довольно сильно отличаться от нее своими возможнстями и хаpактеpистиками.

Основные параметры звуковых карт

Основными параметрами звуковых карт являются: тип шины (ISA, PCI, AMR, USB), звуковой тракт диапазон воспроизводимых частот, Гц, максимальная частота микширования, КГц, разрядность преобразователей АЦП и ЦАП, отношение сигнал/шум, дБ, синтезатор объем памяти, Мбайт, количество инструментов в памяти и возможность расширения, полифония (количество одновременно звучащих голосов), наличие интерфейсов MPU-401 и MIDI, обработка звука максимальное количество одновременно обрабатываемых звуков, хор, реверберация и другая 2-D обработка звука, а также технология позиционирования звука в пространстве (3-D звук) и пространственные эффекты учет расстояния от виртуального источника звука и наличия преград, учет фактуры сцены (камень, металл, дерево, мягкая обивка и пр.), обработка потоков MPEG и DVD, разъемы и дополнительные возможности линейный вход/выход, микрофонный вход, выход на наушники, разъемы для подключения CD, джойстика, модема, PC-speaker"a и т д.

Разрядность и динамический диапазон

Современные звуковые карты позволяют записывать звук с разрешением 8 и 16 разрядов, что соответствует 256 и 65536 различным уровням сигнала. Этот параметр, прежде всего, определяет динамический диапазон воспроизводимого звука, то есть во сколько раз интенсивность самого громкого звука может быть больше, чем интенсивность самого тихого. Эта величина обычно выражается в логарифмическом масштабе и измеряется в децибелах. Для 8-разрядного звука динамический диапазон составляет всего 48 дБ, для 16-разрядного он равен 96 дБ. Если записываемый звук имеет большие перепады в громкости (например, звучание симфонического оркестра), то при его записи с недостаточной разрядностью происходят сильные искажения сигнала. Поэтому профессиональные звуковые карты имеют разрядность 20 или даже 22 бита.

Отношение сигнал/шум (S/N или SNR - Signal to Noise Ratio) показывает, во сколько раз громкость сигнала больше громкости шума, возникающего в звуковой плате по различным причинам, прежде всего в результате ошибки дискретизации. Шум дискретизации присутствует всегда и составляет не менее половины младшего разряда, поэтому отношение сигнал/шум ни для какой 16-разрядной платы не может быть лучше, чем 93 дБ (т. е. 96-6:2). Результаты многочисленных тестов звуковых карт показывают, что указываемые производителем значения дБ и даже 90 дБ зачастую оказываются завышенными и не соответствуют действительности, поэтому при выборе звуковой карты следует в первую очередь доверять собственному слуху и оценивать реальное качество звучания.

Частота дискретизации (оцифровки) сигнала должна быть как минимум в два раза больше максимальной частоты входного сигнала (так называемая теорема Котельникова-Найквиста). Если человеческая речь занимает полосу частот до 3-4 кГц, то для ее оцифровки потребуется частота 8 кГц и т. п. Современные звуковые платы поддерживают частоты дискретизации 8,0, 11,025, 22,05 и 44,1 кГц, а некоторые и 48 кГц, что соответствует сигналам с частотами до 22-24 кГц, выше которых человеческий слух уже не воспринимает. Профессиональные звуковые платы могут поддерживать частоты 96 кГц и выше для более тонкой обработки звука.

Возможность работы в дуплексном режиме. Работа в дуплексном режиме (Full Duplex) позволяет одновременно записывать и воспроизводить звук. Эта функция особенно важна при работе с приложениями наподобие Интернет-телефонов, в которых пользователи ведут диалог друг с другом. В полудуплексном режиме (Half Duplex) им приходится говорить и слушать по очереди.

Поддерживаемые спецэффекты

К спецэффектам, поддерживаемым звуковыми картами, относятся реверберация, хорус и различные 3D-расширения. Реверберация (Reverberation) создает эффект эха, придавая звучанию объемность (как в большом зале). Хорус (Chorus) представляет собой эффект "pазмножения" голоса или инстpумента, что производит впечатление хорового пения или игpы оркестра. Различные 3D-расширения призваны создавать эффект трехмерного звучания при использовании всего двух колонок для придания большего реализма звуковому сопровождению компьютерных игр. 3D-эффекты на дешевых звуковых картах обычно приводят лишь к заметному увеличению уровня шума.

Стандарты и дополнительные возможности. Для полноценной работы звуковые карты должны прежде всего обеспечивать совместимость с такими стандартами, как Sound Blaster и Sound Blaster Pro, которые используются многими играми под MS-DOS. Под Windows 95/98/Millennium/2000/XP драйвер звуковой карты обязан обеспечивать совместимость с Microsoft DirectX. К дополнительным возможностям расширения относятся: цифровой интерфейс S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format), который используется для пеpедачи звука в цифpовом виде от различных источников (CD, DAT, профессиональная аудиоаппаратура); интерфейс для подключения дополнительной карты с синтезом по таблице волн; соединители для подключения аналогового выхода CD-ROM и динамиков.

Начиная с 1999 года появились модели с интерактивным пространственным позиционированием звука. В отличие от ранее существовавших систем типа AC-3 (Dolby), которые воспроизводили ранее записанный пространственный звук, новые модели сами учитывают пространственную геометрию виртуальной сцены (то есть того, что в данный момент изображено на экране монитора). Основное применение новых технологий 3-D звука - компьютерные игры. Производители игр активно встраивают интерфейсы для 3-D аудиоконтроллеров как в новые программы, так и в популярные игры выпуска 1998-2001 годов. Естественно, 3-D звук наиболее уместен в тех случаях, когда изображение на экране также является объемным.

Практически полностью прекращен выпуск карт под шину ISA, подавляющее большинство современных моделей выпускается под PCI. Кроме того, появились устройства под AMR. Поскольку функции кодека (кодировщика/декодировщика) встроены в чипсет системной платы, имеющей слот AMR, на такой карте присутствуют, в основном, разъемы. Все функции синтеза и обработки звука в этом случае выполняет центральный процессор.

Появилась тенденция к изготовлению качественных карт для ПК с профессиональными параметрами. Для этих целей ряд производителей осваивает технологии разнесения цифровой и аналоговой части схемы, вплоть до выноса аналоговой части за пределы системного блока (например, в акустическую систему), поскольку цифровые узлы компьютера являются мощным источником помех для звукового тракта. Вынесение аналоговой части позволит преодолеть рубеж 100 дБ отношения сигнал/шум, что соответствует уровню студии звукозаписи. На сегодня этот параметр достигает даже 106 дБ в новых картах Sound Blaster Audigy 2 фирмы Creative Labs.

Любите слушать музыку и смотреть фильмы на компьютере? Тогда без звуковой карты не обойтись

По определению, которое даётся в книгах по компьютерной грамоте для чайников или учебниках информатики, под звуковой картой для ноутбука или стационарного ПК подразумевается специальное устройство, которое может быть интегрировано на материнской плате или быть внешним, используемое для воспроизведения и обработки поступающего звукового сигнала. Посредством аудиокарты можно прослушивать музыку, заниматься полноценным просмотром фильмов или наслаждаться игровым процессом. Посредством специальных программ можно осуществлять обработку звука или самому создавать музыку.

К СВЕДЕНИЮ:

процесс обработки аудио на компьютере предполагает редактирование записей, устранение шумов, оцифровку аналоговых композиций для их сохранения на современных типах носителей, сведение музыки или встраивание частотного диапазона.

Большинство современных звуковых карт оснащено множеством выходов, среди которых есть разъём для подключения акустики, микрофона или наушников.

Данное устройство может иметь различные названия:

  • устройство ввода/вывода звука;
  • звуковая плата;
  • аудиоплата;
  • аудиоустройство.

Сама карта может быть представлена отдельной платой расширения, помещаемой в соответствующий разъём «материнки» или же выглядеть как интегрированный чипсет, распаянный на материнской плате. Всё зависит от модели и производителя.

Зачем нужна звуковая карта в компьютере

Некоторые пользователи задаются вопросом, для чего нужна звуковая карта для компьютера. Это необходимая деталь, которая находится в каждом ПК или ноутбуке. Её предназначением является обработка поступающего аудиосигнала и его воспроизведение.

Даже звуки, которые встроены в систему и оповещающие пользователя о событиях на компьютере, не могут быть воспроизведены без наличия этой детали. Также купить звуковую карту на компьютер потребуется пользователям, которые профессионально занимаются музыкой, поскольку она позволяет обрабатывать звук и заниматься написанием собственных произведений. Геймеры устанавливают на свои ноутбуки внешние звуковые карты для лучшего звучания и более полного погружения в игровой процесс. Наличие в аудикарте разъёмов для подключения внешних динамиков или наушников даёт возможность смотреть фильмы, слушать музыку или проводить онлайн-беседы с родственниками или друзьями при помощи Скайпа или иных аналогичных программ.

Простейшая звуковая карта представляет собой плату с набором микросхем и необходимыми выходами

Как выглядит звуковая карта для ПК

Чтобы понять, как выглядит звуковая карта в компьютере, можно посмотреть фото. Также способ определения, где именно в ПК скрывается звуковое устройство, будет зависеть от его типа и вида компьютера (стационарный или ноутбук). Как определить звуковую карту в стационарном компьютере? Это можно сделать путём разбора корпуса. На материнской плате нужно найти небольшой чип (микросхему), на котором будет нанесено названием фирмы производителя. Этим способом определяется распаянная на материнской плате звуковая карта.

К СВЕДЕНИЮ:

если она встроена, но подключается в качестве отдельного устройства, тогда местом её нахождения будет соответствующий слот. Обычно это PCI-Express. В этом случае показателем наличия звуковой карты на компьютере будут различные выходы на задней стенке системного блока.

Разбирать ноутбук сложнее, поэтому определить, где именно будет находиться звуковая карта, можно по внешним разъёмам. Обычно на переносных моделях ПК имеется только два выхода – для микрофона и наушников или динамиков.

На материнской плате звуковая карта представлена маленьким чипом с указанием производителя

Основные виды звуковых карт для компьютера

Существует всего два основных типа аудиоустройств для ПК – это внешняя звуковая карта для компьютера и внутренняя или встроенная. Они отличаются своим видом и набором характеристик. Также незначительно разнятся цели использования этих устройств в системе.

Внешняя звуковая USB-карта

Это устройство, представляющее собой отдельный блок, внутри которого находится набор микросхем, отвечающих за преобразование и воспроизведение звука, подключаемое к компьютеру через порт USB. Применение внешнего устройства является возможностью значительного улучшения качества звука. Чаще всего подобные системы применяются для ноутбуков, поскольку дискретные аудиочипы не могут выдавать качественное аудио даже на дорогих моделях. Необходимость приобретения внешней звуковой карты может быть вызвана двумя причинами:

  • желание получить качественное звучание на переносном ПК;
  • если основная звуковая карта сломалась и не подлежит ремонту, или процедура замены будет дороже, нежели покупка новой.

К СВЕДЕНИЮ:

подключение колонок не является решением проблемы некачественного звука. Это приведёт только к увеличению громкости, при которой все огрехи и недостатки встроенного аудиочипа проявятся сильнее.

Чаще всего недорогие модели внешних звуковых карт не превышают размерами обычный флэш-накопитель. Более дорогие и качественные могут походить на жёсткий диск. Самые дорогие модели, цена на которые может достигать 10 000, своими габаритами приближаются к размерам самого компьютера.

Внешние звуковые карты отличаются мобильностью при наличии всех необходимых разъёмов

Все внешние звуковые устройства обладают общими возможностями:

  • усиление аудиопотока, по сравнению со штатными средствами компьютера;
  • возможность подключения внешних динамиков, микрофона и наушников.

Дорогие модели могут оснащаться различными датчиками, индикаторами, регуляторами. Топовые модели дополнительно имеют коаксиальные выходы и аналоговые каналы.

Преимуществами внешних звуковых карт для компьютера являются:

  • значительное улучшение качества звука;
  • мобильность, что делает возможным подключение устройства к любому ПК;
  • широкий ассортимент моделей, представленных в продаже;
  • наличие возможности подстройки основных частотных параметров при помощи кнопок, вынесенных на корпус аппарата.

Внутренняя звуковая карта для компьютера

Как понятно из названия, эта разновидность устройства для воспроизведения и обработки аудиопотока представляет собой убранную в корпус компьютера систему. Существует деление внутренних аудикарт на две категории:

Интегрированные . Это чип, который распаян непосредственно на плате. Подобное решение является наиболее бюджетным вариантом. Не стоит ожидать от подобной системы качественного звучания, хотя на более дорогих материнских платах могут устанавливаться качественные чипы. Преимуществом подобного типа является снижение общей стоимости компьютера. Но недостатков подобное аудиоустройство имеет намного больше:

  • после помещения на материнскую плату на чип начинают воздействовать электрические шумы, которые искажают аналоговый сигнал;
  • отсутствие собственного процессора, что приводит к повышению нагрузки на ЦП;
  • невозможность подключения мощных аудиосистем.

Интегрированные карты впаяны в плату и имеют вынесенные на заднюю стенку ПК разъёмы для подключения устройств

Дискретные . Эта разновидность представляет собой отдельную плату, которая устанавливается в слот PCI. Дискретные карты считаются самыми старыми вариантами. Существует множество производителей, которые специализируются именно на выпуске дискретных вариантов. Применение подобного типа обладает рядом плюсов:

  • наличие собственного звукового процессора, что позволяет снизить нагрузку на ЦП и не приводит к замедлению работы ПК;
  • выдача более качественного звучания;
  • возможность подключения мощных внешних устройств воспроизведения звука;
  • наличие диска, на котором находятся драйвера для звуковой карты под Windows 7 или иной операционной системы.

Дискретная аудиокарта – это отдельная плата, устанавливаемая в слот PCI-Express

Основные технические характеристики звуковых карт и имеющиеся разъёмы

Главным параметром, который определяет эффективность звуковой карты, является качественное воспроизведение аудио без лишних помех и искажений. Большинство устройств имеет цифровые и аналоговые входы.

К СВЕДЕНИЮ:

на практике оказывается, что аналоговый вход/выход даёт помехи при воспроизведении звука. Но профессиональные музыканты считают, что аналоговое звучание обладает «теплотой», которую не может дать «цифра».

Преобразователь сигнала

Поскольку компьютер – это цифровое устройство, а звук – это аналоговое физическое явление, требуется использование специальных приспособлений для преобразования. На звуковой карте за это отвечает отдельная микросхема, называемая ЦАП, или цифро-аналоговый преобразователь. Процесс преобразования протекает в два этапа:

  • сначала происходит выделение из потока данных отсчётов сигнала, которые совпадают с частотой дискретизации;
  • далее путём интерполяции или сглаживания происходит формирование непрерывного во времени аналогового сигнала.

Существует также методика обратного преобразования, когда на вход поступает аналоговый поток, который требуется сделать понятным компьютеру, что означает представление сигнала в набор цифр.

Схема работы ЦАП и АЦП

Разрядность ЦАП

Ещё одной характеристикой, которая тесно связана с преобразованием, является разрядность цифро-аналогового преобразователя. Разрядность – это количество разрядов входного кода или минимального количества единиц цифровой информации или битов. Обычно применяется представление двоичного числа, разрядность которой превышает 16.

Повышение данного показателя требуется для расширения динамического диапазона.

Для получения звука с минимальным искажением требуется использование ЦАП с максимальным количеством разрядов. Более высокие параметры преобразования, соответствующие 24 или 32 битам используются во время обработки звукового сигнала. Для воспроизведения обычно достаточно разрядности в 16 бит.

Частота дискретизации подразумевает выравнивание преобразованного сигнала путём сокращения временных интервалов отдельных отсчётов

Частота дискретизации

Поскольку при преобразовании сигнал фиксируется по определённому количеству отсчётов, можно говорить о дискретизации по времени. Может возникнуть ситуация, что эти отрезки будут стоять друг от друга на большом интервале, что приведёт к потере информации и искажению звучания. Поэтому для правильного аудиопреобразования требуется брать отсчёты с максимальной частотой.

Пределом является скорость работы ЦАП. Также чем большее количество фиксированных отрезков проходит через процессор, тем большее количество памяти требуется выделять для хранения данных. Сигнал, который имеет вид дискретных отсчётов, можно преобразовывать в бесконечный только в случае ограничения интервала половиной периода самого высокого колебания сигнала в спектре. Именно поэтому в стандартах звуковых карт применяются фильтры, ограничивающие максимальную частоту дискретизации.

Традиционно все разъёмы имеют цветовое деление

Интерфейсы

Практически каждая звуковая карта для компьютера оснащается определённым набором портов или разъёмов, которые используются для подключения микрофонов, наушников, внешней акустики и иных устройств. Наиболее распространёнными входами/выходами являются следующие разъёмы, различающиеся по цветам:

  • розовый – для микрофона;
  • голубой – линейный выход;
  • зелёный – разъём для подключения акустики или наушников;
  • чёрный – для системы объёмного звучания;
  • серый – при использовании системы 7.1, когда требуется подключить боковые динамики;
  • оранжевый – для подсоединения центрального канала или сабвуфера.

Дополнительно более продвинутые модели могут иметь оптический выход или SPDIF, коаксиальный разъём, который позволяет добиваться лучшего звучания.

Выбор звуковой карты должен в первую очередь определяться её назначением

Как выбрать звуковую карту для компьютера

При выборе оптимальной звуковой карты для ПК следует обращать внимание не только на перечисленные характеристики, но также представлять цели, для которых она будет применяться, и присмотреться к некоторым дополнительным параметрам:

  • поддержка технологии EAX . Это аналог трёхмерного звучания DirectSound3D, который применяется для звуковых плат. Применение подобной техники важно в компьютерных играх, поскольку позволяет добиться эффекта присутствия. Также данная методика применяется для отражения и реверберации звука;
  • наличие ASIO. Протокол, который применяется для передачи звукового сигнала с минимальными задержками, что важно при использовании редакторов для записи аудио. Эта технология также реализована на уровне «железа»;
  • Midi . Наличие «миди»-интерфейса требуется для музыкантов, которые собираются применять компьютер для создания собственных аранжировок. Эти разъёмы требуются для подключения синтезаторов или музыкальных клавиатур.

Также при выборе оптимальной карты не стоит поддаваться на маркетинговые уловки, поскольку очень часто указанные показатели бывают преувеличены. Стоит обращать внимание на производителя ЦАП. Лучшими компаниями считаются Ti-Burr Brown, Wolfson. Ещё одним показателем качества является порядковый номер преобразователя. Чем больше цифра номера, тем современнее модель.

Asus Strix Raid DLX – лучшее соотношение цены и качества среди звуковых карт, по мнению пользователей

Лучшие производители

Звуковые карты ASUS

Одним из лидеров рынка данной продукции является тайваньская компания ASUS, которая известна широкому кругу пользователей своими мобильными продуктами – ноутбуками и телефонами. Линейка аудиоустройств производителя представлена как бюджетными моделями (Xonar DG, стоимость – 2 200 рублей), так и продуктами премиум-класса, которые, по мнению пользователей, выдают практически идеальное звучание (Strix Raid DLX, стоимость – 15 000 рублей).

Звуковые карты Creative

Следующей в рейтинге лучших производителей следует компания Creative Labs, которая специализируется на выпуске «железа» и программного обеспечения. Одной из самых популярных моделей является Sound Blaster, которая переживает уже 6 перерождение. Топовой моделью линейки является Sound Blaster ZX, имеющая оригинальное внешнее оформление и выносной блок для подключения периферии и управления параметрами звука. Стоимость данной карты начинается от 9 000 рублей.

Sound Blaster ZX – уже шестое перевоплощение звуковой карты от Creative Labs

Прочие компании

Фирмы Asus и Creative являются бесспорными лидерами. Также на рынке звуковых карт присутствуют такие компании, как LynxStudio, которая выпускает аудиоустройства среднего ценового диапазона, C-Media, M-Audio. Отличительной особенностью звуковых устройств последнего бренда является нацеленность продуктов на запись звука в домашних условиях. Это выражается в оснащении платы линейным входом для гитары или микрофона.

С помощью диспетчера устройств можно не только посмотреть, какая карта установлена, но также обновить драйвер

Как проверить звуковую карту на компьютере и узнать, что именно стоит

Самым простым способом, как узнать звуковую карту на компьютере, является использование «Диспетчера задач» Windows. В пункте «Звуковые, видео и игровые устройства» будут показаны все аудиоустройства, установленные на конкретном ПК.

Драйвер для звуковой карты

Также через диспетчер устройств можно попытаться обновить драйвер звуковой карты при возникновении неполадок со звуком. Это будет полезно для бюджетных моделей, которые не имеют в комплекте специального диска с установочным софтом.

Звуковая карта устанавливается в один из разъёмов PCI-Express, которые находятся на материнской плате

Как подключить звуковую карту к компьютеру

После приобретения новенькой аудиокарты может возникнуть вопрос, как установить звуковую карту на компьютер. При использовании внешнего устройства требуется только воткнуть штекер в гнездо USB, после чего установить нужные драйвера для правильного функционирования. Если применяется дискретная карта, тогда потребуется снять боковую крышку системного блока и аккуратно поместить плату в соответствующий разъём. Для фиксации применяется защёлка. После физической установки необходимо включить ПК и установить драйвера. Вполне возможно, система сама обнаружит новое устройство и автоматически произведёт установку.

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, Roland Duo/Quad-capture – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, Behringer FCA1616, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08, Focusrite Scarlett 18i8, Presonus audiobox 1818vsl, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Специализированное звуковое устройство, о котором упоминается ранее, в персональном компьютере может быть реализовано несколькими способами. Перечислим их в порядке распространенности:

    звуковая карта (возможно, с внешним блоком);

    интегрированный в системную плату звуковой кодек;

    внешний декодер или цифро-аналоговый преобразователь с S/PDIF-входом;

    внешний декодер или цифро-аналоговый преобразователь с USB-входом.

Звуковая карта – это отдельное специализированное звуковое устройство, которое устанавливается в слот расширения системной платы и реализует (полностью или частично) этапы обработки цифровых звуковых данных.

Альтернативой звуковой карте в современном персональном компьютере является встроенная в системную плату гибридная микросхема, получившая название кодек (CODEC, Coding/DECoding, кодировщик/декодировщик).

Кодек совмещает функции аналоговой и цифровой обработки звуковых данных, поэтому может включать одно или несколько устройств ЦАП/АЦП и контролер ввода/вывода.

В 1997 году, на очередном саммите по обсуждению проблем развития персональных компьютеров, был принят новый стандарт "современного персонального компьютера", согласно которому все звуковые карты должны отвечать требованиям спецификации АС-97 (Audio Codec - 97).

Спецификация АС-97 версии 1.0 предполагает следующие параметры звуковых устройств:

    полный дуплекс (full duplex) – возможность записи во время воспроизведения с различными частотами дискретизации;

    высококачественный звуковой выход (не менее 90 дБ сигнал/шум – SNR);

    режим 3D-стерео;

    единый микшер для всех устройств, поддерживающий запись и воспроизведение;

    высококачественный микрофонный вход (=70-80 дБ SNR при АЦП, программно регулируемое усиление);

    линейный выход для подключения к бытовой аппаратуре;

    декодирование потока АС-3 (звуковая схема 5.1) для DVD-фильмов;

    аппаратная поддержка MIDI-синтеза.

Структурная схема звуковой карты показана на рис. 7.2.1.

Рисунок 7.2.1.

Для того, чтобы разнести довольно шумные цифровые шины с высоким уровнем сигнала и аналоговые чувствительные цепи с амплитудой 1–2 В, спецификация АС-97 предусматривает разделение звуковоспроизводящего устройства на 2 части: цифровой контроллер (Digital Controller) и кодек (Audio Codec). Соединены они по синхронной 5-контактной шине AC-link, стандартно работающей на частоте 48 кГц и разрядности 16 бит.

Контроллер выполняет цифровую обработку, а кодек – оцифровку, воспроизведение, а также цифровое и аналоговое микширование сигналов от разных источников.

Внешний вид типовой звуковой карты с описанием стандартных разъемов (интерфейсов) показан на рис. 7.2.2.

Рисунок 7.2.2.

Тема 7.3. Классификация и характеристики звуковых карт

С самого появления звуковых карт их классифицировали по возможности воспроизводить звук, записанный в цифровом виде и по возможности синтезировать его.

В соответствии с этим различают как минимум три класса аудиокарт.

Звуковые – содержат только тракт цифровой записи/воспроизведения, соответственно, такие устройства позволяют только записывать (оцифровывать) или воспроизводить непрерывный звуковой поток. Работа по запоминанию записываемого и подготовке воспроизводимого потока возлагается либо на программное обеспечение, либо на встроенный в звуковую карту сигнальный процессор.

Музыкальные – содержат только музыкальный синтезатор. Такие устройства ориентированы, прежде всего, на генерацию музыкальных звуков, которые создаются параметрически (генераторами гармонических сигналов), либо путем воспроизведения заранее записанного набора эталонных звуков.

Очевидно, что ни тот, ни другой класс звуковых карт в полной мере не соответствует современным требованиям, к ним предъявляемым: последние в большинстве случаев относятся к классу комбинированных (звуко-музыкальных) устройств, которые сочетают в себе функции первых двух классов звуковых карт.

Синтезатор (synthesio, делаю) – это устройство, которое создает звук. В терминологии компьютерных звуковых карт синтезатором является та часть звуковой карты, которая ответственна за генерирование звуков и музыки.

В настоящее время применяются два основных способа синтеза звукового сигнала: синтез на основе использования частотной модуляции (FM-синтез), а также синтез с применением таблицы волн (сэмплов) – так называемый табличный, или WT-синтез (WaveTable).

С учетом этого синтезаторы делятся на два класса: собственно синтезирующие, работающие по технологии FM-синтеза, и сэмплирующие, работающие по технологии WaveTable.

FM-синтезаторы генерируют звук при помощи одного или нескольких тон-генераторов из набора простейших волн (например, нескольких синусоид) при помощи взаимной модуляции, реализуемой такими простейшими операциями, как сложение, вычитание, умножение, деление волн и т. д.

Технология частотного синтеза – очень мощный инструмент, но качество звучания зависит от качества аппаратной реализации: в первую очередь, от количества генераторов и количества параметров обработки. В компьютерных звуковых картах были распространены FM-синтезаторы класса OPL-2 с двумя "операторами" ("оператор" – генератор, снабженный схемой управления частотой и амплитудой сигнала), а также класса OPL-3 с четырьмя "операторами".

Частотный синтез имеет неоспоримые достоинства, например, отсутствие заранее записанного единого комплекта звуков, следовательно, ему не требуется память для их хранения. Кроме того, частотный синтез обеспечивает большое разнообразие в получаемых звуках и может гарантировать повторяемость одних и тех же тембров на различных звуковых платах, оборудованных совместимыми синтезаторами. При помощи частотного синтеза можно смоделировать практически любой звук – необходимо лишь точное математическое описание и достаточное количество "операторов".

Недостатки частотного синтеза проявляются при его применении для имитации звука музыкальных инструментов, поскольку подобие звука музыкальных инструментов получается крайне грубым вследствие сложности создания "реальной" математической модели и реализации тонкого управления операторами.

Устройства, работающие по технологии синтеза на основе таблицы волн, хранят в своей памяти "сэмплы" – оцифрованные образцы звучания какого-либо инструмента, на основе которых создается звук. Размер и количество образцов сильно варьируются в зависимости от сложности воспроизводимого инструмента. Например, для воспроизведения более или менее реалистичного звука фортепиано или ксилофона требуется в несколько раз меньший объем сэмплов, чем для струнных инструментов, но и он составляет несколько мегабайт. В зависимости от возможностей синтезатора можно использовать сэмплы не всего спектра звучания инструмента, а лишь записать выборочные ноты или вообще только начало и конец звука плюс небольшую "среднюю" часть, которая затем будет циклически проигрываться в течение определенного времени. Для изменения высоты звука достаточно воспроизвести полученный сэмпл с другой скоростью, а чтобы характер звучания оставался для данного инструмента вполне натуральным, сэмплы должны быть составлены из разных фрагментов для разных диапазонов инструмента.

К достоинствам сэмплеров относится весьма точное и "почти реальное" воссоздание звучания определенного инструмента, зависящее лишь от количества и качества записанных сэмплов. При соответствующих объемах и качестве создания сэмплов вместе с изощренными алгоритмами обработки можно добиться практически 100% естественности звука. Самый существенный недостаток сэмплирующих синтезаторов – ограниченный объем памяти и, как следствие, ограничение на объем размещаемых в ней сэмплов, что сказывается на качестве синтезированного звука.

Управляющие команды для синтеза звука могут поступать на звуковую карту, например, от MIDI-устройств (Musical Instruments Digital Interface).

MIDI – это общепринятая спецификация, связанная с организацией цифрового интерфейса для музыкальных устройств, включающая в себя стандарт на аппаратную и программную части. К MIDI-устройствам относятся различные аппаратные и музыкальные инструменты, отвечающие требованиям MIDI. Таким образом, MIDI-синтезатор – это музыкальный инструмент, предназначенный обычно для синтеза звука и музыки, а также удовлетворяющий спецификации MIDI.

Рассмотрим основные характеристики звуковых карт.

Частота дискретизации (оцифровки) сигнала должна быть, как минимум, в два раза больше максимальной частоты входного сигнала (согласно теореме Котельникова). Если человеческая речь занимает полосу частот до 3–4 кГц, то для ее оцифровки потребуется частота 8 кГц. Современные звуковые платы поддерживают частоты дискретизации 8.0–192 кГц, что соответствует сигналам с частотами до 96 кГц.

Разрядность и динамический диапазон . Современные звуковые карты позволяют записывать звук с разрешением 8, 16 и 24 разряда, что соответствует 256, 65536 и 16.7 млн. различных уровней сигнала. Этот параметр, прежде всего, определяет динамический диапазон воспроизводимого звука, то есть во сколько раз интенсивность самого громкого звука может быть больше, чем интенсивность самого тихого. Эта величина обычно выражается в логарифмическом масштабе и измеряется в децибелах. Для 8-разрядного звука динамический диапазон составляет всего 48 дБ, для 16-разрядного он равен 96 дБ, а для 24-разрядного – 144 дБ.

Отношение сигнал/шум (S/N или SNR – Signal to Noise Ratio) показывает, во сколько раз громкость сигнала больше громкости шума, возникающего в звуковой плате по различным причинам, прежде всего, в результате ошибки дискретизации. Шум дискретизации присутствует всегда и составляет не менее половины младшего разряда, поэтому, например, отношение сигнал/шум для 16-разрядной платы не может быть лучше, чем 93 дБ (т. е. 96–6:2).

Коэффициент нелинейных искажений (Total Harmonic Distortion, THD). Нелинейные искажения – результат неточности в восстановлении сигнала из цифрового вида в аналоговый. Упрощенно процесс измерения этого коэффициента проводится следующим образом. На вход звуковой карты подается чистый синусоидальный сигнал. На выходе устройства снимается сигнал, спектр которого представляет собой сумму синусоидальных сигналов (сумма исходной синусоиды и ее гармоник). Далее, по специальной формуле рассчитывается количественное соотношение исходного сигнала и его гармоник, полученных на выходе устройства. Это количественное соотношение и есть коэффициент нелинейных искажений (THD). Коэффициент нелинейных искажений измеряется в процентах: 1% – "грязное" звучание; 0.1% – нормальное звучание; 0.01% – чистое звучание класса Hi-Fi; 0.002% – звучание класса Hi-Fi – Hi End.

Поддерживаемые спецэффекты . К спецэффектам, поддерживаемым звуковыми картами, относятся реверберация, хорус и различные 3D-расширения. Все спецэффекты являются результатом обработки звука, под которым понимается преобразование звуковых данных с целью изменения характеристик звучания. Основными способами преобразований звуковых данных являются амплитудные, частотные, фазовые и временные преобразования.

Амплитудные преобразования . Выполняются над амплитудой сигнала и приводят к ее усилению/ослаблению или изменению по какому-либо закону на определенных участках сигнала.

Частотные преобразования . Выполняются над частотными составляющими звука: сигнал представляется в виде спектра частот через определенные промежутки времени, производится обработка необходимых частотных составляющих, например, фильтрация, и обратное "сворачивание" сигнала из спектра в волну.

Фазовые преобразования – сдвиг фазы сигнала тем или иным способом; например, преобразования стерео сигнала позволяет реализовать эффект вращения или "объёмности" звука.

Временные преобразования . Реализуются путем наложения, растягивания/сжатия сигналов, что позволяет управлять пространственными характеристиками звука.

Эффект эхо (Echo) . Реализуется с помощью временных преобразований. Фактически, для получения эха необходимо на оригинальный входной сигнал наложить его задержанную во времени копию. Для того чтобы человек воспринимал вторую копию сигнала как повторение, а не как отзвук основного сигнала, необходимо время задержки установить равным примерно 50 мс. На основной сигнал можно наложить не одну его копию, а несколько, что позволит на выходе получить эффект многократного повторения звука (многоголосного эха). Чтобы эхо казалось затухающим, необходимо на исходный сигнал накладывать не просто задержанные копии сигнала, а ослабленные по амплитуде.

Эффект повторение (Reverberation) . Эффект заключается в придании звучанию объемности, характерной для большого зала, где каждый звук порождает соответствующий, медленно угасающий отзвук. От эффекта "эхо" реверберация отличается тем, что на входной сигнал накладывается задержанный во времени выходной сигнал, а не задержанная копия входного. Иными словами, блок реверберации упрощенно представляет собой петлю, где выход блока подключен к его входу, таким образом, уже обработанный сигнал подается на вход, смешиваясь с оригинальным сигналом.

Эффект хор (Chorus) . В результате его применения звучание сигнала превращается как бы в звучание хора или в одновременное звучание нескольких инструментов. Схема получения такого эффекта аналогична схеме создания эффекта эха с той лишь разницей, что задержанные копии входного сигнала подвергаются слабой частотной модуляции перед смешиванием с входным сигналом. Увеличение количества голосов в хоре достигается путем добавления копий сигнала с различными временами задержки.

Для улучшения качества воспроизведения звука звуковые устройства реализуют различные схемы кодирования многоканального звука, наиболее распространенными из которых являются следующие: DSS, DPL, ТНХ, AC3, Dolby Digital EX, DTS и др.

Dolby Surround (DSS) – кодирование в двухканальном сигнале трех звуковых каналов: левого, правого и пространственного (surround). Без декодера воспроизводится в стереоформате.

Dolby Surround Pro-Logic (DPL) – усовершенствованная технология DSS, в которой предусмотрен центральный канал.

ТНХ – стандарт, созданный на основе DPL. Пространственный канал разделен на два псевдостереофонических – левый и правый. Кроме того, добавлен низкочастотный канал для подключения сабвуфера.

Dolby Digital (AC3) – полноценная шестиканальная (5.1) схема, предусматривающая не подмешивание дополнительной информации о каналах в стереопоток, а отдельное их представление. Предусматривает пять широкополосных (30-20 000 Гц) каналов: три фронтальных (левый, центральный и правый), два задних (левый и правый), а также низкочастотный (20-120 Гц) канал сабвуфера. Эта схема кодирования звука реализуется на дисках DVD-Video.

Dolby Digital EX – система формата 6.1. В отличие от предыдущей схемы, обеспечивает не два, а три задних канала – левый, правый и центральный. В последнее время появились также схемы 7.1 и 8.1.

Digital Theater System (DTS) – шестиканальная цифровая схема записи звукового сопровождения кинофильмов, получившая широкое распространение в США. Благодаря меньшей степени сжатия обеспечивает более высокое качество звучания, чем АСЗ.

Virtual Dolby Surround, Virtual Surround Sound (VSS), Virtual 3D Surround, 3D-Phonic, Spatializer – набор алгоритмов обработки звука, позволяющих имитировать пространственное звучание при воспроизведении через стереосистему.