ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как выбрать перки (умения и навыки) в World of Tanks? Выбор умений для экипажей ПТ-САУ

И особенно бесплатникам с выбором умений и навыков никак нельзя ошибиться! В статье я приведу несколько ценных рекомендаций по подбору перков на разные классы техники Мира Танков.

Наиглавнейший навык в World of Tanks!

Для начала хотелось бы сразу определиться с первым перком для командира экипажа. Это, разумеется, «Шестое чувство», которое ещё называют «лампочкой». Этот навык позволяет командиру танка почувствовать засвет, что называется, «спинным мозгом». При этом через 3 секунды с момента засвета на экране загорается лампочка. Это самый ценный перк в World of Tanks. Качать его нужно обязательно на всех танках, включая ПТ и даже АРТ-САУ.

Однако, как и все навыки, «Шестое чувство» начинает работать только после 100% изучения. Поэтому придётся либо очень долго кататься с «неработающим» первым перком, либо выбирать для командира какое-нибудь другое умение и затем, после того как первое умение прокачается до 100%, переобучить командира.

Собственно если вы донатор, рекомендуется выбрать какое-нибудь другое умение (например, «Ремонт» или «Маскировку») и затем переобучить командира. Если же у вас нет 100-200 голды на переобучение – выбирайте командиру «Шестое чувство» и ждите, пока тот не прокачает его до 100%.

Видеогайд по подбору перков от IsoPanzer

Видеогайд по подбору перков от VSPISHKA

Общая субъективная характеристика разных умений и навыков в World of Tanks

Ниже приведена общая характеристика умений и навыков. Обращаю ваше внимание, что характеристика субъективна. Моё мнение может не совпадать с вашим субъективным мнением. Также следует помнить, что умения действуют в World of Tanks по мере изучения, тогда как навыки начинают действовать только после 100% изучения (обычно рекомендуется изучать умения, а потом – сбрасывать умения и обучать экипаж танка новым навыкам). Будьте внимательны!

Обзор умений и навыков Мира Танков

Общие умения и навыки

Ремонт: наипервейшее умение для экипажей тяжёлых и средних танков, позволяет быстрее ремонтировать внутренние и внешние модули, особенно актуально при ремонте сбитых гусениц.

Следует помнить, что умение «Ремонт» считается как среднее по экипажу, т.е. чтобы получить ремонт 100% нужно его полностью прокачать всем членам экипажа. Так, если прокачать «Ремонт» Наводчику, Механику-водителю и Заряжающему, а Командиру танка прокачать «лампочку», то средний по экипажу показатель ремонта будет равен 75%.

Аналогичным образом работают такие умения как «Маскировка» и «Пожаротушение».

Маскировка: наипервейшее умение для экипажей лёгких танков и небольших ПТ-САУ. Считается как среднее по экипажу.

Пожаротушение: выкачивается на тяжёлых и средних танках по остаточному принципу. Считается как среднее по экипажу.

Боевое братство: навык повышает характеристики экипажа на 5%, тем самым повышая характеристики танка на 2,5%. Обычно выкачивается на танках для снижения времени перезарядки орудия и повышения темпа стрельбы. Рекомендуется использовать вместе с оборудованием «Вентилятор» (который даёт ещё 2,5% к характеристикам танка). Обратите внимание, что этот навык начинает действовать, только если он выкачан на 100% у всех без исключения членов экипажа.

Умения и навыки Командира танка

Наставник: в меру бесполезное умение, дающее бонусный опыт другим членам экипажа танка (т.е. при 100% умения самому «отсталому» члену экипажа танка начисляется опыт = заработанному за бой опыту). Полезно на танках с небольшим экипажем (типа МС-1 или ELC AMX), т.к. позволяет заметно ускорить прокачку экипажа. Однако поскольку у Командира итак полно полезных перков, в целом брать не рекомендуется.

Орлиный глаз: имеет смысл брать для светляков с высоким обзором. На танки с низким обзором брать вообще не рекомендуется.

Мастер на все руки: по описанию практически имба, по факту – ни о чём. Хотите – убедитесь в этом сами.

Эксперт: нафиг не нужный навык.

Шестое чувство: самый полезный, наипервейший навык в World of Tanks.

Умения и навыки Радиста

Радист на высокоуровневой технике практически нигде не встречается в чистом виде. Обычно эту специализацию совмещает Командир танка.

Радиоперехват: действие аналогично «Орлиному глазу» Командира танка. Рекомендации также аналогичные. Кстати, это единственное действительно полезное умение у Радиста.

Из последний сил: в теории этот навык даёт шанс получить немного опыта и кредитов за нанесение урона и уничтожение вражеских танков по вашему засвету. На практике – ни о чём.

Изобретатель и Ретранслятор: – ни о чём.

Умения и навыки Наводчика

Плавный поворот башни: уменьшает разброс при повороте башни, имеет смысл брать на все танки без исключения, включая безбашенные ПТ-САУ и АРТ-САУ. У них уменьшается разброс при изменении угла горизонтальной наводки орудия. Очень полезное умение.

Мастер-оружейник: практически всегда наводчику можно прокачать какие-нибудь другие, более полезные умения или навыки. А так, довольно полезное умение.

Снайпер: буквально на несколько процентов увеличивает вероятность крита модуля или экипажа. Начинает действовать только после 100% обучения, т.е. на этот навык придётся наводчика переобучать! В целом, ни о чём.

Злопамятный: учитывая, что в игре можно вполне эффективно стрелять блайндшотами (т.е. без засвета по известным координатам вышедшего из засвета танка), навык вряд ли можно отнести к действительно полезным. К тому же, как и любой навык, он начинает действовать только после 100% обучения.

Умения и навыки Механика-водителя

Король бездорожья: увеличивает скорость движения по слабым грунтам. Полезное умение. В первую очередь имеет смысл брать на лёгкие и средние танки.

Виртуоз: увеличивает скорость поворота танка. Полезное умение. В первую очередь имеет смысл брать на ПТ и АРТ-САУ.

Плавный ход: уменьшает разброс при стрельбе на ходу. Очень полезное умение для лёгких и средних танков, которым на роду написано стрелять на ходу.

Мастер тарана: очень полезное умение для танков, обладающих большой массой и хорошей динамикой (или хотя бы высокой скоростью при движении с горки, как КВ-5).

Чистота и порядок: уменьшает вероятность возгорания двигателя. Must have на танках с передним расположением трансмиссии / двигателя.

Навыки Заряжающего

Все навыки заряжающего (как, впрочем, и любые другие навыки) действуют только после их 100% изучения, что заметно снижает их ценность. Будьте внимательны! Имеет смысл выбрать какой-нибудь из навыков в том случае, если вы всё-равно будете ставить вторым перком «Боевое братство» и переучивать экипаж. Тогда первым перком можно взять один из нижеследующих навыков. Впрочем, их ценность довольно сомнительна в любом случае.

Интуиция: имеет смысл брать разве что четвёртым или пятым навыком, да и то, если вы часто пользуетесь голдовыми боеприпасами.

Отчаянный: ускоряет перезарядку орудия, если у танка остаётся менее 10% прочности. Неплохой навык, если его брать по остаточному принципу.

Бесконтактная боеукладка: увеличивает х.п. внутреннего модуля «Боеукладка». Имеет смысл брать на танки по остаточному принципу, да и то, только если у этого танка действительно часто критуется боеукладка.

Выбор умений для экипажей лёгких танков

Лёгким танкам, имеющим одинаково малую заметность в неподвижном состоянии и в движении, нужно качать «Маскировку». Именно это умение, и никакое другое, следует выбирать первым для лёгких танков.

Брать первым умением «Ремонт» не имеет смысла: лёгкие танки не имеют хорошей брони и много х.п., кроме того, у них легко критуются внутренние модули и экипаж. Сбитую гусеницу лучше чинить ремкомплектом, а никак не «Ремонтом».

После выкачивания «Маскировки» командира имеет смысл переобучить на «Шестое чувство» и снова начать качать «Маскировку». Ну а третьим умением можно выбрать «Орлиный глаз», который увеличивает дальность обзора.

  • Командир: Шестое чувство, Маскировка, Орлиный глаз, Ремонт
  • Наводчик: Маскировка, Плавный поворот башни, Ремонт
  • Механик-водитель: Маскировка, Король бездорожья, Виртуоз, Плавный ход, Ремонт
  • Радист: Маскировка, Радиоперехват, Ремонт
  • Заряжающий: Маскировка, Ремонт

Выбор умений для экипажей средних танков

Далее, можно переобучить экипаж танка на «Боевое братство» (всё-таки, командиру лучше взять первым перком «Шестое чувство», т.е. переобучение лучше проводить, когда у экипажа танка полностью выкачан второй перк). Либо прокачивать отдельные умения вроде «Плавного поворота башни» и «Плавного хода».

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Ремонт, Маскировка, Орлиный глаз
  • Наводчик: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Плавный ход, Король бездорожья, Виртуоз
  • Радист: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Радиоперехват
  • Заряжающий: Ремонт (Боевое братство), Маскировка

Выбор умений для экипажей тяжёлых танков

Тяжёлые танки в плане прокачки умений и навыков мало отличаются от средних. Основное отличие в размере танков – поскольку тяжёлые танки, как правило, крупнее средних, а их орудия в массе своей снабжены дульными тормозами, брать на них «Маскировку» часто не имеет смысла. Как и средним танкам, тяжам рекомендуется прокачивать в первую очередь «Ремонт». Далее, после открытия третьего перка экипаж можно переобучить на «Боевое братство».

Если танк часто горит, имеет смысл взять «Пожаротушение», или подождать, пока в игре появятся голдовые «Автоматические огнетушители» за серебро.

Если танк имеет переднее расположение трансмиссии / двигателя, механику-водителю следует выкачать «Чистоту и порядок».

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Ремонт, Орлиный глаз
  • Наводчик: Ремонт, (Боевое братство), Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Ремонт, (Боевое братство), Король бездорожья, Виртуоз
  • Радист: Ремонт, (Боевое братство), Радиоперехват, Маскировка или Пожаротушение.
  • Заряжающий: Ремонт, (Боевое братство), (Маскировка, Пожаротушение, или любой из доступных специальных навыков)

Получается, что экипажи тяжёлых танков и учить то особо нечему?! Получается – да! Т.е. из действительно полезных навыков следует выбрать те, которые выше. Так что я, всё-таки, рекомендую не пренебрегать навыком «Боевое Братство». Остальные перки – по вкусу.

Выбор умений для экипажей ПТ-САУ

Если ПТ-САУ достаточно компактная, первым перком имеет смысл брать «Маскировку» и сидеть в кустах. Если монстроузная, вроде Фердинанда, имеет смысл брать «Ремонт» и танковать. Вообще, даже «фердинандообразным» ПТ-САУ имеет смысл прокачивать «Маскировку», ведь ПТ-САУ имеют классовый бонус к незаметности в неподвижном состоянии.

Ремонт даже для «малозаметных» ПТ-САУ имеет смысл качать в любом случае, например, вторым перком (или третьим, если качать «Боевое братство»). Т.е. для обычных ПТ-САУ первым перком берём «Маскировку», затем «Ремонт», переучиваем (или нет) экипаж на «Боевое братство» и опять берём «Ремонт».

Для огромных тяжело бронированных ПТ-САУ можно взять «Ремонт», затем «Маскировку», переобучить экипаж на «Боевое братство» и снова начать прокачивать «Маскировку». Вот и вся разница.

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Маскировка, Ремонт, Орлиный глаз
  • Наводчик: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Виртуоз, Король бездорожья
  • Радист: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Радиоперехват
  • Заряжающий: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт

Выбор умений для экипажей АРТ-САУ

Первым перком имеет смысл брать «Маскировку». Командиру в любом случае имеет смысл качать «Шестое чувство», даже на АРТ-САУ «лампочка» даёт вполне ощутимое преимущество. «Ремонт» на АРТ-САУ можно вообще не качать.

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Маскировка
  • Наводчик: Маскировка, (Боевое братство), Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Маскировка, (Боевое братство), Виртуоз, Король бездорожья
  • Радист: Маскировка, (Боевое братство), Радиоперехват
  • Заряжающий: Маскировка, (Боевое братство)

Мини-FAQ по умениям и навыкам в World of Tanks

Вопрос: будет ли навык «Шестое чувство» работать, если я пересажу командира на новый танк, и он потеряет 10% (или даже 20%) основной специальности?
Ответ: невероятно, но факт – будет!

Памятная доска, увековечившая имена учеников 10А класса 1941 года выпуска, ушедших со своим учителем на фронт, открылась в субботу в московской школе №188.

Эту школу окончила Александра Ивановна Анисимова, ушедшая в 17 лет на фронт радисткой-партизанкой и ставшая впоследствии прототипом радистки Кэт из романа Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны". Ее судьба во многом вдохновила школьный коллектив на создание музея Боевой Славы радистов-партизан, единственного в России и, возможно, в мире.

Найти и восстановить имена добровольцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, помогали все учащиеся школы, рассказала корреспонденту ТАСС руководитель структурного подразделения №188 образовательного комплекса №1501 Татьяна Словак.

"У нас уже есть одна доска памяти: на ней имена воспитанников школы разных лет, погибших на войне, о которых мы смогли найти сведения. На доске, которую мы открываем сегодня, выбиты фамилии выпускников 10А класса 1941 года выпуска. В этом году у нас шел специальный проект, в рамках которого мы искали все, что можно найти о выпуске 1941 года. В нем участвовали все наши ученики 5-11 классов. Последняя дата, когда упоминается наш выпускник 1941 года, - это 1943 год. Его одноклассники погибли раньше, в 1941-1942 годах", - сказала Словак.

Никто не забыт

Поиск сведений о выпуске 1941 года начался с идеи создания музея школы.

И одним из тех, кто согласился помочь, стал ученик того самого 10А 1941 года выпуска Виктор Евгеньевич Титов. Он и его одноклассница, ставшая затем супругой, Маргарита Сергеевна, рассказали то, что помнили о своих школьных товарищах. По словам директора школы №188 Татьяны Словак, поиск сведений проходил непросто, с запросами в архив, командировками, в ходе которых были найдены места захоронения нескольких учеников 10А. "Осенью мы хотим съездить на братскую могилу и места перезахоронения некоторых наших выпускников", - отметила Словак.

Открытие мемориальной доски было приурочено к 80-летию учебного заведения. История школы, открывшейся в доме №14 в 3-м Самотечном переулке в 1936 году, неразрывно связана с судьбами многих участников Великой Отечественной войны, ее учителей и учеников.

Радистам-партизанам посвящается

"Музей открылся в 1977 году. Все радисты-партизаны были страшно засекречены. Невозможно было найти никакой информации. Они выполняли специальные задания в Молдавии, Прибалтике, Чехословакии, и никому, даже уже после войны, ни в коем случае ничего нельзя было рассказывать. Мы собирали материалы с 1973 года. В 1976 году у нас впервые в гостях были ветераны, а в 1977 году музей открылся официально", - рассказала выпускница школы №188, учитель физики, математики и астрономии, директор школы в 1984-2008 годах Инна Виноградова.

Экспозиция музея располагается в небольшом кабинете на первом этаже школы. Однако коллекция музея уже давно не умещается в одной комнате, рассказывает директор школы Татьяна Словак. На стенах стенды с черно-белыми фотографиями радистов и их командиров, в витринах фронтовые письма, боевые награды, книги, личные вещи бойцов невидимого фронта.

"Каски, предметы военного быта и амуниции, награды, снаряды, боевое оружие, а самое главное - динамик и портативная радиостанция "Белка" - подлинные. Наши ребята привозили их из своих экспедиций по местам боевой славы, из Подмосковья, Белоруссии", - продолжает нашу мини-экскурсию директор школы.

В музее проходят уроки, ребята выполняют задания, связанные с историей своей семьи и Великой Отечественной войны. "У нас был конкурс боевых листков. Ученики находили разную информацию и о партизанах, и о местах боев, находили письма своих прабабушек и прадедушек, и эти письма в своих работах использовали", - говорит Словак.

Вот так встреча!

Ученики то и дело заходят в музей - подготовка к торжеству в честь юбилея школы идет полным ходом. Некоторые нет-нет да и остановятся посмотреть на хрупкую седовласую женщину, которая беседует с одним из преподавателей в центре комнаты. Ее зовут Мария Петровна Колмогорова, и она радистка-партизанка.

"Мы 40 лет отдали этому музею. Здесь каждый год кипела такая работа. В музее хранится и мой "Северок" - приемник и передатчик, с помощью которого я устанавливала связь отряда со штабом партизанского движения", - рассказывает Мария Петровна.

Как получилось, что вы стали радисткой-партизанкой?

Мне было 16 лет, когда началась война. Я уже училась на чертеже-конструкторских курсах на улице 25 октября, сейчас это Никольская. Еще я работала на заводе "Красный пролетарий". Была там грузчиком. Два года грузила снаряды для фронта. Один ящик - с двумя минами - весил 32 кг. Надо было быстро загрузить маленький вагон в 700 ящиков. Когда погибла Зоя Космодемьянская (в ноябре 1941 года), Сталин сказал ширить партизанское движение. А мы же были патриоты. И вот я работала на заводе с 8 утра до 8 вечера, а потом ехала на ул. 25 октября, где была школа ДОСААФ и мы там учились на курсах радистов. А потом к нам приехал из саратовской школы майор Богомолов. Отбирали для обучения связистов. Так я попала в Саратов в спецшколу УШПД (Украинского штаба партизанского движения), которая была эвакуирована из Краснодона (города в Луганской области на Украине). Там мы всему и научились - и стреляли, и шалаши строили.

А где вы выполняли задания?

Я участвовала в трех заданиях. Первое - в Карпатах в Румынии. Нас разбили тогда, и я пять суток бродила одна, "спасала рацию любимую мою". Второе - из штаба партизанского движения при 2-м Украинском фронте нас распределяли в отряды и соединения, кого куда. И третье - в Чехословакии. Мы же ведь и техники, и шифровальщики, и радисты. Раньше, когда война только началась, посылали троих, и кто-то всегда погибал. Поэтому мы были три в одном. Я и техник, у меня все работало, и шифровальщик, знала секреты только я, командир не знал, он дает мне, а уж шифрую я. И радист.

Страшно было?

Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. Вот линия фронта, обстрел идет, и все живые. А потом оттуда минометами, и отсюда, и одна кровь, все погибли. Я как раз на связи была, у меня две лошади, Машка и Васька, которые возили радиостанции и питание для них. И когда мы стали выезжать, впереди нас взорвался снаряд, мы только проскочили, и сзади нас взрыв. А я живая. Судьба.

(Листаем альбом с фотографиями, вдруг на странице - фото рядом со зданием ТАСС на Тверском бульваре)

Откуда у вас эта фотография?
- А я работала в ИТАР-ТАСС.
- Как? Вы из ТАСС?
- Да.
- И мы из ТАСС.
- Вот так встреча! Родные люди!
- Когда вы работали в агентстве?

С 1957 и до 1986 года. После того как моего мужа, военного, при Хрущеве сократили, мы с ним вернулись из Алексина, где он служил, в Москву. И я узнаю, что кое-какие партизаны в ТАСС работают. Так я и попала в агентство. Работала связисткой. Побывала и в Финляндии, и в Индии, и во Франции. Столько всего видела, спасибо.
- Вам спасибо.

ТАССу привет передавайте!
- Обязательно передадим.

Тут Мария Петровна вновь заулыбалась. В музей вошла ее подруга и соратница по партизанскому движению Маргарита Павловна Калашникова, а затем и и Дмитрий Васильевич Кузнецов, с которым Колмогорова училась сначала в Москве, потом в Саратове и прошла всю войну. "Так он не только радист, но и сапер", - сказала она.

"Мы доказали, что к радистам-партизанам нужно относиться с тем же уважением, что и к другим ветеранам войны", - подчеркнула куратор музея Инна Виноградова. Она добавила, что в 1977-1980-х годах в школу №188 приезжали ежегодно со всего Советского союза около 500-800 радистов-партизан.

С 6-7 уровней танков прокачка техники начинает требовать огромное количество опыта. Именно с этого момента становится важным выбрать правильное направление развития для экипажа. Ведь у вас не только будет время повысить его опыт до 100%, но и прокачать дополнительные умения. Сегодня мы рассмотрим такие перки, как "Радиоперехват" и "Орлиный глаз", а также их синергию.

Система умений

Перед тем как решить, какой перк лучше - "Орлиный глаз" или "Радиоперехват", необходимо внимательно изучить игру. Дело в том, что согласно системе умений в WoT, экипаж может выучить абсолютно все умения. Таким образом, выбирать "Радиоперехват" или "Орлиный глаз" нет никакого смысла. Вам надо только решить, какое из умений вам нужно раньше. При этом стоит учесть, что на каждый последующий навык необходимо в два раза больше опыта. Поэтому определение первостепенной очереди очень важно.

Также надо понимать, что эти умения не являются взаимоисключающими и их бонусы суммируются. Более того, навыки начинают работать уже после их первого процента изучения. Так что вам не нужно гнать их вперед, играя на топовых танках. Взяв данные умения последними, даже несмотря на высокие затраты опыта на изучение, вы получите неплохое преимущество перед замаскированными противниками.

Орлиный глаз

Давайте разберемся, чем отличается "Орлиный глаз" от "Радиоперехвата". Для этого достаточно прочитать описания обоих перков. "Глаз" - это умение, которым может овладеть только командир экипажа. Дает 0,02% увеличения обзора за каждый изученный процент навыка, и в сумме 2% при полном изучении.

Главным его преимуществом является повышение дальности обнаружения противника при поврежденных приборах наблюдения. До 20% при максимальной прокачке. Тут возникает дилемма по эффективности использования данного перка на различных типах машин. Но об этом мы поговорим чуть дальше.

Радиоперехват

Мы рассмотрели перк "Орлиный глаз". "Радиоперехват" похож по принципу действия, но не дает никаких дополнительных преимуществ. Изучить данный навык может только радист. Это, кстати, еще одна из причин, по которой не стоит выбирать между данными нам скиллами. При необходимости вы можете изучить их оба первыми.

В сумме "Радиоперехват" дает до 3% к дальности обзора при максимальной прокачке умения. Интересно, что данный навык является практически единственным полезным у радиста, так что вы его, скорее всего, будете изучать первым в любом случае. Также радист является одним из лучших членов экипажа для прокачки вторичных навыков. Изучив у него, например, "Ремонт" вы получите 25%-й бонус к скорости восстановления оборудования на технике с 4 людьми. Так что вам скорее придется выбирать между вторичными навыками и "Перехватом", а не "Орлиным глазом".

Легкие танки

Основная задача легких танков в игре - разведка. Получение ранних данных о противнике очень важно как для выживаемости самого ЛТ, так и для команды в целом. Для улучшения возможностей засветки врага играющим на данном виде техники нет нужды выбирать, что брать - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз". К счастью, эти два умения складывают эффекты и работают одновременно.

Минусом остается только то, что дополнительный эффект "Глаза", работающий после повреждения приборов, на легких танках бесполезен. Вас либо сразу уничтожают при попадании, либо вы остаетесь незаметной тенью и уворачиваетесь от вражеских снарядов. Но при изучении обоих навыков вы получите бонус в 5% к дальности обзора или к обнаружению противника, если обзор у вас итак максимальный и равен 445 метров.

Средние танки

С этими машинами уже немного сложнее. Вы можете участвовать в позиционных перестрелках. Прочности у вашей техники уже больше, и вы можете выдерживать критические попадания. Появляются элементы позиционной борьбы и медленного пуша фронта.

Играя на среднем танке, всё будет зависеть от модели. На быстрые и маневренные машины лучше, первым делом, изучить оба навыка, которые мы рассматриваем. На более медленные лучше будет первым взять "Шестое чувство" у командира. В целом, обнаружение противника не входит в основные задачи средних танков. Однако из-за "великого белорусского рандома" в команде могут отсутствовать ЛТ, и тогда вам придется взять на себя их роль. В таких случаях лучше будет использовать именно "Радиоперехват".

Тяжелые танки

Медленные и уязвимые, как ни странно. Разъезжая на ТТ будьте готовы к тому, что придется прятаться за укрытиями и совершать короткие "перебежки". Именно с ними вам придется выбирать, что качать раньше - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз". Что лучше выбрать?

С одной стороны, вы имеете командира. Вам потребуются навыки "Шестое чувство" и "Боевое братство". Также ему нужен "Ремонт". Однако "Орлиный глаз" станет спасением при повреждении приборов наблюдения, которые у ТТ ломаются достаточно часто. С другой стороны - радист. Ему также важны "общие" навыки - "Ремонт" и "Боевое братство", однако полезных специальных скиллов практически нет.

Таким образом, "Орлиный глаз" или "Радиоперехват" - что лучше? После прокачки всех общих умений у командира лучше будет взять "Шестое чувство", а у радиста - "Радиоперехват". Однако сразу после этого можно качать и "Глаз".

ПТ-САУ

С данным типом техники ситуация похожая. Только к общим навыкам также добавляется "Маскировка". "Радиоперехват" также изучается на один ранг раньше. С другой стороны, многие ПТ предпочитают играть "в снайперов", прячась на одном месте. Поэтому, возможность обнаружения противника еще на дальних подступах им очень важна.

Вы можете изучить оба рассматриваемых навыка первыми и ничего не потеряете от этого. Они добавят вам сразу 5% обзора, а с дополнительным оборудованием вроде "Стереотрубы" вы сможете обнаружить даже самых замаскированных противников.

САУ

На этом виде техники вам не придется решать что взять - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз". Для САУ не важна дальность собственного обзора. Она использует данные, переданные ей другими участниками сражения. Поэтому качать ей "Радиоперехват" или "Орлиный глаз" нет смысла.

Если же допустить теоретическую модель, в которой САУ сражается в городских условиях и играет роль своеобразного ПТ, то максимум, что может позволить себе владелец незадачливой машины, - это "Радиоперехват". Он дает больший бонус, в то время как "Глаз" эффективен только при повреждении модулей у техники.

Выводы

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать несколько выводов касательно того, что лучше использовать - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз". Независимо от того, на какой машине вы играете, и какой стиль сражений предпочитаете, выгоднее брать "Радиоперехват". В первую очередь, только из-за того, что у него нет достойной альтернативы среди других навыков радиста.

"Орлиный глаз", "Радиоперехват" сколько дают характеристик? Первый гарантирует бонус в 2% при прокачке и 20% при поломке. Второй - 3%. Учитывая, что хороший танкист редко получает критические повреждения, бонус от первого навыка весьма сомнителен, и тут опять выигрывает "Перехват".

То же самое касается и скорости получения. "Перехват" прокачивается намного быстрее опять же за счет того, что у командира больше действительно полезных и эффективных навыков, которые стоит прокачать раньше.

Таким образом, подведем итог. "Орлиный глаз" или "Радиоперехват"? Что лучше? Однозначно - "Радиоперехват". Если у вас дилемма, что качать, выбирайте его, точно не прогадаете.

Вот что писалось об учениях в официальных сводках, а потом и в книгах. «Днепр-67» или просто «Днепр» — общевойсковые учения Вооружённых сил Советского Союза. Учения состоялись в середине сентября 1967 года. В них участвовали войска Киевского, Белорусского, Прикарпатского и других военных округов. Общая численность войск составила 1,5 млн. человек.На учениях были представлены Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Войска противовоздушной обороны и Воздушно-десантные войска. Эти учения тогда считались самыми большими в истории человечества.

Наиболее зрелищным было действо, в ходе которого танковая дивизия в полном составе (330 танков) форсировала с ходу Днепр в его среднем течении, где ширина реки достигала 450—500 метров, а глубина — трёх-четырёх метров.


К местам выброски поднялись армады военно-транспортной авиации. Самолёты несут крупные воздушно-десантные соединения войск. Наступление с неба прикрывается истребительной авиацией, а места выброски тщательно «обрабатываются» бомбардировщиками.



В конце учений был парад. Очевидец парадных торжеств пишет: «На аэродроме возле Киева от горизонта до горизонта стояли танки. Это было самое большое скопление танков в истории человечества. Тут стояли танки четырех фронтов. По всей видимости, их было более 20 тысяч. Армия НАТО, если бы и рискнула собрать столько танков на одном поле, не сумела бы это сделать, ибо у всех западных наций нет столько. Жуткая фотография бескрайнего танкового океана обошла все газеты мира».



Газеты тогда писали: "Солдаты, сержанты, офицеры и генералы проявили высокий моральный подъем, понимание своих задач и продемонстрировали готовность в любой момент с честью выполнить воинский долг".

В посте есть цитаты и фото из книги об учениях, в издании которой принимал участие большой друг нашей семьи, военный журналист Владислав Васильевич Стуловский,в то время зав.отделом газеты Белорусского военного округа. В конце 50 гг, в начале 60 он служил во Львове в газете Прикарпатского ВО военкором. Мы с братом были еще мальчишками и его очень любили. Он умел рассказывать интересные истории об военном времени,учил нас фотографировать. Его друг писал о нем позднее в очерке: ... худой, с высоким лбом, роскошной русой шевелюрой и профилем еще живого Николая Островского... Стуловский человек увлекающийся, склонный к эпатажу среди подчиненных, но скорее словесному, и вполне лояльный для начальства. Как у редактора, у Владислава Васильевича было несомненное положительное качество: он искренне хотел сделать газету интересной. В условиях жестких рамок цензуры, мощного прессинга политуправленческих чиновников, ничего не смыслящих в газетном деле, но заправляющих самоуверенно и жестко, орудующих чудовищными инструкциями политпросвета, - это было нелегким делом."
Вот как тогда еще капитан Стуловский выглядел в 1959 году в гражданском костюме. Извините за качество,но фото было сделано юношеской камерой ""Смена"больше пятидесяти лет назад.

В 1978-1986 он был уже полковником, служил главредом газеты Туркестанского Военного Округа и участвовал в боевых действиях в Афгане. Полковник Стуловский не раз бывал на передовой, деля солдатский хлеб и с командирами, и с рядовыми бойцами, и с местными жителями.Не так давно ветерану боевых действий В.В. Стуловскому было торжественно вручено Благодарственное письмо Законодательного собрания за активную общественную работу по воспитанию молодежи в духе патриотизма и верности Родине. Вот его фото в день вручения почетной награды уже в наши дни, в 2011 году. Он живет в г.Ломоносове под Петербургом почти у себя на родине.



Он как и я, был на самих учениях и потом очень сокрушался,что со мной не встретился. Через год после этих событий подполковник Стуловский подарил нашей семье книгу, которая называлась "От Минска до Киева" и в подготовке к изданию которой он активно участвовал.


А вот как это выглядело глазами простого радиста Военно-Воздушных Сил. Я тогда уже отслужил почти два года из трех. Наш 703-й учебный авиационный полк ЧВВАУЛ (в/ч 78733-с) зимой 1967 года стоял в Чернигове. Аэродром Певцы. Курсанты 2 _го курса зимой не летали и работы было мало. Пилоты-инструкторы летали по своей сложной программе на классность. Ну там полеты при слабой видимости,сильном боковом ветре, низкой облачности,ночью и желательно все это вместе. Но погода обычно была хорошая и срочники в основном чистили снег и кололи лед. Зато в училище был классный клуб с хорошим залом и там за небольшие деньги можно было смотреть фильмы которые шли в СССР в прокате. Ярко помню фильм,который я смотрел почти в полном одиночестве - "Гром небесный" с Жаном Габеном и Мишель Мерсье в главных ролях. Военные не любили фильмы более или менее интеллектуальные. Вот здание казармы полка на фото крайнее справа.


А вот весной,летом и осенью полк летал на своих полевых аэродромах по всей Украине. В Городне, Добрянке, Умани, Конотопе, Ивангороде. Аэродром "Малейки" за Городней уже тогда использовался как учебный, но не для полетов, а для обучения молодых бойцов строевому шагу. Занятия шли 8 часов в день при ледяных ветрах на бетонной полосе аэродрома. В тот летный сезон половина нашего полка летала в Добрянке,а другая половина в Городне. До этого сезона в Городне стоял 702 полк с МИГ-17 (третий курс) . Моя радиостанция была направлена в Добрянку. Вот карта этой местности из спутника.Можно кликнуть!



Ехали в Добрянку из Чернигова своим ходом. Машины тяжелые и неповоротливые. Радиостанции,радиолокаторы,мастерские,грузовики с барахлом и оружием. В конце дороги удивили леса. Казалось что мы в тайге. На фото эта дорога в 5 км. от Добрянки.



Прибыли в неухоженный лагерь среди леса. Разбитые бараки и койки. Крыши поросшие мхом и текущие во время дождей.Пришлось неделю вживаться в новый быт.Тянули телефонные провода по старым столбам, запускали летнюю кухню, а потом прилетели наши L-29 и началась обычная работа.Подъем в 3-30 утра.Одеваемся при свете керосиновых ламп. Электричества в летнем лагере не было. По лесной тропинке идем в автопарк.По дороге собираем грибы и ягоды. Ягоды сразу едим,а грибы сварим ближе к вечеру на полдник. Заводим наши колымаги вручную кривыми ручками и едем по пустой полосе в ее конец на Старт . Там стояла большая будка с стеклянным куполом в которой находились руководители полетов. Называлась эта будка - командный пункт (КП).


В будке сидели руководитель полетов, его зам,штурман, офицер связи,дежурный телефонист и планшетисты, которые по данным локаторов, рисовали на картах движение всех самолетов в воздухе.А их бывало и по 25 одновременно в разных полетных зонах и на кругу возле аэродрома. Пишут,что однажды в воздушной зоне аэродромов Певцы(Чернигов)-Городня-Добрянка было зафиксировано одновременное нахождение более 50 самолетов различных типов. Под будкой сидел солдат из самых больших разгильдяев (проще работы не было в части) в соломенном бриле от палящего солнца, который смотрел в дальномер на шасси приземляющихся самолетов и докладывал наверх, выпущено шасси или нет. На учебных самолетах L-29 летали желторотые курсанты, про которых наши летчики говорили: "Вижу ОНО летит". Поэтому за ними нужен был глаз да глаз. Рядом с будкой стояли радиостанции обеспечения Р-814 и Р-811. Кабели от них шли на КП.Вот одна из этих машин.


Таких на старте стояло три штуки для разных целей. Экипаж каждой был из двух человек.Радиомеханик и механик-водитель. Дежурили без замен 6 дней в неделю в две полетные смены, а в ночные полеты и в три смены. При ночных полетах на старт добавлялся еще прожектор с экипажем.Мы обеспечивали связь с самолетами,локаторами,дальним и ближнем приводами, связь с рейсовыми бортами, которые то и дело пересекали зоны наших полетов. Без связи полеты не возможны. Позывной аэродрома в Добрянке был "Спиртовый" и он всем очень нравился. А вот в Городне позывной был - "Чесночный". Летчики относились к нам с некоторым уважением, потому как понимали, что от нас в какой-то мере зависят их жизни и обижать нас по пустякам не давали.С нас требовали только надежную связь,а вот пуговичка там не так или самоволка в выходной на пару часов, прощались. Мы тоже любили летунов за их веселый и легкий нрав,чего нельзя было сказать об наших "земных" командирах. Вот я за пультом радиостанции Р-814.



Сразу за ВПП (взлетно-посадочной полосой) в 100 метрах была граница Украины с Беларуссией.Наши водители ходили за “границу” за белыми грибами.Радисты ходить не могли потому,что радиостанцию во время полетов не бросишь. Места глухие и за полчаса собирали ведро белых грибов. Потом их варили в том же ведре на паяльной лампе и ели сидя кружком прямо из ведра с запахом бензина под непрерывный рев самолетов. Так и жили.Тихо и мирно. Раз в неделю по ночам выкачивали бензин прямо из бензовоза из которого заправляли личный самолет командира ЯК-12.



Я на таком летал и в авиаклубе во Львове, как и в полку пару раз летал, но недалеко-км. 30. Возил продукты на полигон нашим связистам с попутным самолетом. Летчику-истребителю было лень управлять такой телегой и мы выше 100 метров не поднимались. Места были глухие и наш ЯК-12 своим ревом пугал коров на лесных полянах.

Курсанты этот полигон бомбили бомбами и палили по макетам ракетами без начинки, а снизу штурмана их наводили на цель по радиосвязи.Чешские L-29 были реактивными и заправлялись керосином. Вот эти красавцы на фото. Снимок слева сделан в Добрянке. Видите самолет № 40. Таких в полку было 60 шт.


>

А насчет бензина.Что такое 40 литров по сравнению с 300 тоннами разной горючки, которая уходила на полеты и их обеспечение каждую неделю? Мы в бензине стирали форму и даже мыли им колеса наших машин. Воды на старте было мало,а бензину хоть залейся.Бензин в канистрах той же ночью несли на хутор Галошевка (он есть на карте) ,жители которого клеили им галоши. В каждом дворе стояли бочки с авиационным бензином.Галоши расходились по всему Репкинскому району. Рядом с хутором было огромное село Горностаевка-едва ли не больше Добрянки. Там наши воЕны брали самогонку и девушек на вечер. Поразительный факт.В этой глухомани в то время не было даже электричества в домах,что приводило к оживленной торговле военнослужащих ВВС СССР и жителей Репнинского райна Черниговской области УССР. Запчасти к двигателям-генераторам,бензин,керосин,портянки,шинели и т.д.Продавались даже стальные плиты с ячейками из старой немецкой рулежной полосы,которые применялись местными для мощения дворов.

Я к девушкам не ходил потому,что не умел ухаживать за ними по местным обычаям. Было принято им выкручивать руки и лезть за пазуху. Приличные девушки оказывали сопротивление и потому потели и пахли соответственно. Вместо походов в село я в свободные минуты убегал в леса,бродил по тропам и дорогам, наслаждаясь свободой. Ходил не в форме, а в расхристанном техническом комбинезоне на голое тело. В наших будках было жарко и душно от аппаратуры, аккумуляторов и палящего солнца. Вот я в своем комбезе на травке с цветочками рядом со стартом.Я на фото сижу слева.Рядом со мной дежурный телефонист. На аэродроме всегда пахло гарью от авиакеросина и полевыми цветами. Если на фото кликнуть, то можно меня увидеть совершенно раслабленого. .
С риском для жизни я залезал на полусгнившие деревянные геодезические вышки и любовался видами леса, лежа на их площадках.



И вот однажды вижу с вышки,что весь лес забит техникой. Танки,БТР и почему-то самоходные понтоны. Не было в этом месте рек.



Возвращаюсь в лагерь и вижу на железнодорожном переезде колонну танков лязгающих по рельсам и автомашин-кунгов. Это такие будки на колесах.В них может быть все что угодно.Даже полевой генеральный штаб. Я такой видел на окружных учениях на полигоне Гончаров Круг. В этих кунгах были и штабные карты и буфеты с пивом.

К вечеру наш полевой аэродром был окружен ракетными установками. Всюду торчали антенны локаторов и стояли вооруженные караульные. Ребята шифровальщики говорили, что на нашем аэродроме был штаб одной из сторон учений. Приезжие воины первое что сделали,испортили наш "бизнез" и нашу спокойную жизнь. Загоняли бензовозы прямо в село и наливали из кранов горючку в ведра в обмен на самогон. К вечеру еще отбили девушек у наших солдат. Ах эти новые военные такие душки, думали наверное девушки из Горностаевки!

На следующий учебные полеты отменили.Нас подняли по тревоге и послали на круглосуточное дежурство на дальний старт. Выдали даже коротковолновые приемники для прослушки эфира.Вот музыку послушали тогда вволю. У нас же были радиостанции УКВ, на волнах которых музыки тогда и близко не было. Сейчас это называется FM. Но я думаю, что в той глуши FM и сейчас нет. Ниже вид старта в Добрянке из спутника. Хорошо видно полосу и рулежки. Можно кликнуть на фото.




На аэродроме началась жуткая активность. Приехала техника и за один день построили еще одну полосу рядом с нашей. Наша была хилая и короткая, для учебных самолетов, а новая вообще грунтовая. К вечеру все замерло. Было еще совсем светло. Мы играем в карты и слушаем музыку на коротких и служебный эфир на ультракоротких волнах.Все тихо. И вот неожиданно в эфире появляется голос командира авиагруппы запрашивающий посадку на наш аэродром полка МИГ-21. Никто их не ждал. Видно штабы напутали что-то как всегда и никого из наших летных командиров на старте не было.Да и командиров вообще не было.Даже кусков-сверхсрочников. Командир сказал, что у них горючка на исходе.И я решился ответить сам. Доложил,что командиров нет, я радист, могу включить технику для посадки, что полоса короткая для МИГ-21, но визуально пустая. Решение принимайте сами! Командирu группы сказал-включайте оба привода, садимся.

Я обратился с просьбой на привода и к осветителям полосы срочно включится и ребята включили свою технику, понимая что счет идет на минуты. Через минут пять появился первый МИГ. Разведчик,как положено. Сам зашел на посадку, приземлился и выпустил парашюты.Иначе бы разбился.Полосы не хватало. Потом рулил к нашему старту по старым рулежкам из жести.Порвал парашюты об жесть,цепляя ими за загнутые края полос рулежки. МИГ-21 стал у края полосы и двигатель затих.Из кабины вышел летчик.Снял шлем, надел фуражку зачем-то, обломал веточку из куста, взял ее в руку как стек и пошел к старту,похлопывая стеком по сапогам. Я доложил по форме. Он спокойно выслушал доклад и сел на место руководителя полётов. Я показал,что к чему. Ну там микрофоны от трех радиостанций, телефоны служб и т.д.

И тут началось. МИГи садились с интервалом в минуту.Настоящий конвейер.Полк МИГ-21 тогда это было 50 самолетов! Все выпускали парашюты.Многие их рвали. Самолеты под руководством опытного летчика,как потом оказалось одного из комэсков полка,рулили на стоянку между рулежками. Приехали взмыленные наши командиры. Через час все затихло и они устроили мне допрос.-Как мол, почему и кто разрешил? - Пойдешь под суд за превышение полномочий! Но все обошлось.Время было почти военное и мне девушки из штаба рассказали,что приходил командир того полка,который попал в аварийную ситуацию и замолвил за меня словечко. К сожалению он погиб через три дня в авиакатастрофе на своем МИГ-21. Тогда разбилось немало самолетов. (((:




С утра следующего дня начались просто сумасшедшие полеты. Прилетела эскадрилья разведчиков ЯК-28 и другие самолеты и вертолеты разного назначения. Взлетали и садились они днем и ночью на две короткие полосы навстречу друг другу без учета направления ветра. Сильно рисковали конечно,но на учениях были созданы военные условия. ВВС должны были уметь летать с полевых аэродромов, а не только из Внуково.

В воздухе круглые сутки висели разные самолеты. Летали в основном полками.Ну в крайней случае эскадрильями. Видели мы и армаду военно-транспортных самолетов с самым большим десантом в истории учений в СССР. Летели над нами часа два, закрывая небо.




Вечером я уехал на дежурном автобусе в часть по служебным делам, а потом ушел в самоход в город и вернулся поздно ночью. Шел по пустынному редкому лесу освещенному яркой луной. В руках у меня была гибкая спица из легированной стали,длиной около метра из сопла L-29. Мы носили их в качестве рапир или дротиков для защиты от бешеных лисиц. В ту осень их было много и они покусали пару наших курсантов. Но этой спицой можно было запросто проткнуть и человека. Мы научились эти дротики-рапиры метко бросать в цель.

Потом я вышел на полосу. Была абсолютная тишина, над полосой низко-низко висела полная луна и я шел прямо на неё. Это выглядело где-то так, как на фото ниже. Стоянки с самолетами слева и справа от полосы были закрыты и охранялись часовыми с автоматами, а полоса была открыта и я шел по ней громко топая сапогами. Еще пальнут сдуру или со зла часовые. В роте охраны служили в основном рогули и хачики.Полоса длиной 2,5 км. и я дошел не скоро. Мой топот гулко и мерно раздавался в ночи. Пришел.Водитель дрыхнул, а мне не спалось. В будке было два спальных места-широкое и узкое. Спали на них в одежде,укрывшись шинелькой. В эту ночь была моя очередь спать на широкой лавке. Я включил приемник,сделал звук потише и слушал музыку из далеких Тираны или Канберры и о чем-то мечтал...




Прошло еще пару дней. С утра над аэродромом висела низкая облачность.Полетов нет. Мы сидим сами на старте без дела.Из облаков неожиданно вываливается стратегический бомбадировщик ТУ-16. Летит низко, сбрасывая фольгу для защиты от локаторов. Пару раз проходит над нашей полосой и опять тишина.После обеда шифровальщик из штаба говорит нам по секрету. - Пришла шифрограмма: "Аэродром подвергся ядерному удару.Прекратить полеты и свернуться!" На снимке ТУ-16.


И все.Самые большие учения в нашей жизни закончились! Чужие самолеты улетели,танки, БТР и автомашины уехали. Бензин продать было нельзя (местные сделали запас на год вперед) , а девушки к нашим воЕнам все таки вернулись. Скоро начался листопад и мы переехали на зиму в город Городню, который с тех пор стал базой для нашего полка.Вот я в модной парадной форме уже в Городне.Но форма тоже не уставу. Видите на мне не китель,а офицерская габардиновая гимнастерка.Это что-бы девушки думали,что я курсант-летчик и езжу в папиной машине.

А сейчас группа "Чиж" с песней "Фантом" об советских летчиках воевавших во Вьетнаме. У нас старшие командиры сражались с америкосами в Корее, а некоторые офицеры-инструкторы воевали с янки во Вьетнаме.Они там работали по специальности-инструкторами.Но когда у учеников дела не ладились,показывали на практике как надо действовать! В видео показаны самолеты "Фантом F-4" и наши МИГ-21, основные соперники в этой войне!